Оказывается, ослы — существа мудрые. В горах они выбирают оптимальный по затратам путь. По «ослиной траектории» река свое русло может прокладывать — не ошибется. Только поступают так ослы при одном условии: они должны быть нагружены. Если же осел ничем не отягощен, то ум его куда-то исчезает, а путь в горах не поддается никакому анализу. Ослов академик Шамиль Алиев часто вспоминает на научных семинарах, рассматривая задачи оптимизации различных процессов. Поговорить об ослах мы условились еще пару лет назад, однако, встретившись в этот раз, так до них и не добрались...

Шамиль Гимбатович Алиев — один из ведущих российских разработчиков ракетного оружия и космических технологий, почетный академик Российской Академии космонавтики. Выпускник Ленинградского кораблестроительного института, советник Председателя правительства Дагестана по науке и ВПК, руководитель Центра прикладных технологий при Минэкономики РД, председатель правления Института прикладных программ и моделей при Ассоциации содействия «Международному центру научной культуры» — Всемирной лаборатории. Кавалер медалей им. Циолковского, Келдыша и Бармина. Кавалер Ордена «Щит отечества» I степени. Член Международного клуба экономической безопасности. Разработчик торпед, установленных на атомной подводной лодке «Курск». Инициатор выпуска в свет и редактор первой в мире 10-томной энциклопедии торпедного оружия. Со второй половины 80-х годов участвует в крупнейших выставках оружия как идеолог и конструктор надводного, подводного аэрокосмического комплекса и торпедного оружия России.


В рабочем кабинете главного конструктора САПР каспийского завода «Дагдизель» над обычной, хотя и огромной школьной доской красуется высказывание Альберта Эйнштейна: «За вещами должно быть еще что-то». Для самого Шамиля Гимбатовича за этими словами — умение смотреть и задумываться над многими вопросами. Например, почему подсолнух поворачивается к солнцу? Кто ему дает команду опустить голову и «выпустить» семечко в землю? Многие научные задачи академика Алиева родились благодаря такому «умелому» взгляду на природу. И еще — Шамиль Гимбатович убежден, что научиться смотреть невозможно, если не влюбился в то, на что смотришь.

 Ш.А.: Есть научные задачи, которые от меня отскакивают. Это не значит, что они плохие. Я просто не умею смотреть на них. А есть задачи, на которые я могу смотреть до бесконечности.
Уметь смотреть — это значит облюбовать задачу. Например, в Индии не позволяли решать задачу, пока человек из любви к ней не сочинил стихотворения.
Однажды в споре физиков и лириков победил тот, кто написал такие строки:

И всюду явный ты,
И всюду тайный ты,
Куда бы ни смотрел —
Повсюду ты.

Когда автора спросили, о ком он написал, оказалось, что об электромагнитных волнах.
В задачах, кроме того, что дано, обязательно есть еще что-то, еще одна степень свободы, которую помогает найти фантазия.

•А как «подружиться» с фантазией?
Могут ли дружить такие канонические понятия, как точка, прямая, плоскость и сфера? Дружить в глубоком смысле слова, то есть образовывать определенные взаимосвязи? Оказывается, что могут. Представьте себе сферу на плоскости, к полюсу которой прикреплена прямая. Эта прямая пронизывает сферу и касается плоскости. В результате каждой точке на сфере, кроме точки на ее полюсе, соответствует точка на плоскости. Вы спросите, а где «дружба»? Это прямая, которая связывает сферу и плоскость. Сегодня математической культуре уделяют очень мало времени и внимания. И это — чудовищная проблема, позор для цивилизации, позор для эпохи. Математическая культура — неотъемлемая часть общей культуры.

•Ученому такая позиция, наверное, понятна, а как это объяснить обычному человеку?
Обычному человеку, если он не попробовал хоть раз влюбиться в какую-нибудь задачу и решить ее, это объяснить трудно. Так же и с музыкой. Как научить слышать музыку?.. Есть музыка, для которой нужны «специальные уши»!
Но нельзя в самом начале пути создавать у человека представление, что этот путь будет легким. Бессмысленно писать книги для начинающих — о том, как стать чемпионом мира по боксу или как стать академиком. Чтобы стать кем-то, надо засучить рукава, вступить в единоборство с трудностями, преодолеть их.

Шамиль Гимбатович помолчал и добавил: «До Истины, как и до Красоты, можно дотянуться только сердцем, больше ничем». А на вопрос, что такое Красота, привел пример из жизни братьев наших меньших.

Известен такой случай. Были две обезьяны — две мамы с детенышами. Когда одна умерла, другая взяла осиротевшего малыша на руки, а родное чадо поплелось за ее хвостом. Это не означает, что она своего малыша не любит, это означает, что малыш любит ее за такой жест. В этой истории есть Красота. А человек? Он давно «проиграл» животным. Его сердце обросло шерстью, и такое сердце опасно, оно потянется туда, куда пойдут все.


• Что же нужно сделать человеку, чтобы опять вернуться к Красоте?
Преодолеть свой эгоизм и недоразвитость. Быть сопричастным к другим эпохам и цивилизациям. Оставить след в жизни. И для этого отдать столько, сколько можешь.

В Дагестане, где живет Шамиль Гимбатович, к народной традиции относятся бережно. Но из традиции сохраняется только то, что обладает «радиоактивностью», — то, что живо и заразительно. Шамиль Алиев считает, что нужно искать угольки, а не копаться в пепле. Поэтому на вопрос, как ему удается заглядывать в будущее, он отвечает, что только обращаясь к прошлому.

Я смертельно влюбляюсь в прошлое. Люблю сказки, мифологию. Светлое будущее не так осмысленно, как светлое прошлое. В любой эпохе есть скелет, который обрастает в зависимости от того, сколько способна вместить душа человека, который на эту эпоху смотрит. Постоянное обращение к прошлому позволяет создавать циклы, движущие будущим.
Серьезные научные задачи рождаются именно тогда, когда я смотрю в прошлое. Они, как хорошее вино, должны пройти проверку временем. Ньютон не любил быстро публиковать результаты своих исследований. Он хотел их облюбовать. В прошлом много традиций, которые сегодня не понимают. Говорят, было время, когда научный труд человек писал только для богов. Даже великий физик Фейнман считал, что мир асимметричен только потому, чтобы люди не завидовали богам.
В 1943 году, когда Шамиль Алиев только должен был родиться, медицина еще не знала научных способов определять, кто появится на свет — мальчик или девочка. Но прабабушка будущего академика с уверенностью сказала, что будет мальчик. Ей было 104 года. Она решила, что отложит смерть — подождет, пока мальчик родится, чтобы его понянчить. Она же сказала, что мальчик будет хороший. Имя Шамиль тоже бабушка дала. Сначала все говорили, что нельзя эту бабулю «500-летнюю» слушать, нельзя такое имя кому попало давать. Но прабабушка была женщиной хорошей, а 104 года быть хорошей — это непросто. Поэтому старейшины все-таки решили сделать так, как она говорила. Сам Шамиль Гимбатович считает, что хорошим мальчиком он, конечно, не был, хотя бы потому, что абсолютно никого не слушал. Так как больше ничем маленький Шамиль от других детей не отличался, прабабушка любила его именно за это.

• Как же встретились мальчик Шамиль и академик Шамиль Алиев?
У каждого своя дорога. Одних можно тренировать, а других нужно взять за шиворот и бросить в реку. Выплывет — хорошо, не выплывет — зачем ты такой нужен? Если у тебя нет желания выплывать — иди с девочками в куклы играй. Я из тех, кого нужно бросать в воду. Я все хотел попробовать сам, всего добиться сам.
Я с детства сохранил безумную любовь к коням и к физическому совершенству. Они были моими первыми потребностями. Потом проявилась страсть все понять, во всем найти смысл. Откуда это берется? Никто не знает. Все мои увлечения наукой начались с неба. Я вообще считаю, что все научные задачи пришли из океана или с неба. Мне всегда хотелось подсчитать число звезд, понять, как они светят — по одной или вместе? Почему, когда звезда взрывается, люди говорят: «Так прощаются Великие»? О чем волны в морях разговаривают? Причем в каждом море по-своему. Поэтому у каждого моря свои кораблиѕ
Шамиль Алиев, на котором в детстве синяки некуда было ставить, остался верен себе и сегодня. Он считает, что и в науке «должно быть здоровое неуважение к авторитетам». Однако голос его становится еще тише, чем обычно, когда он вспоминает своего отца: «Отец — единица измерения Духа. Я испытываю трепет, когда веду с ним диалог, даже теперь, когда его уже нет в нашем мире».
В нашем разговоре мы постепенно добрались до притчи о слепых, которые никогда не видели слона и пытаются объяснить, что он такое, дотрагиваясь до него. Один слепой взялся за хобот и решил, что слон похож на трубу; второй потрогал ухо и сделал вывод, что слон подобен огромному опахалу; третий сравнил слона с колонной, четвертый — со стеной. И никто не мог представить целого слона.
В интерпретации Шамиля Гимбатовича притча приобрела особое звучание.
Эта притча рассказывает о том, что преувеличивать ничего нельзя. Можно преувеличивать только степень искренности, с которой ты все делаешь. Причем твое дело не обязано быть великим. Оно может быть маленьким. Но для этого маленького ты должен отдать все. Твое величие в искренности того, что ты делаешь.

•Но современное общество не принимает такой позиции!
Этого и не требуется! Конечно, значительно проще взорвать банк, получить деньги и заставить людей на себя работать. Но в этом ни искренности, ни радости, ни величия — ничего нет.
Сегодня ученые оправдывают свое бездействие, свое «невеличие» тем, что сейчас плохое время для научной работы. Но это не так. Для науки всегда время было прекрасное, все ученые были счастливы.

•Но Джордано Бруно сожгли на костре.
Не имеет значения. Для тех, кто это совершил, сжечь на костре Бруно было менее страшно, чем то, что делал он. Наш мировой Дом держится на Вере, Воле и Выборе. И тот, кто понял смысл этой тройки, не может быть выдворен из мирового дома.

•И как же найти дорогу к Дому?
Есть только один способ — искать. Никакого другого нет. Надо все время идти. Это непросто. Но трудное означает достойное.

В конце разговора Шамиль Гимбатович поставил академическую точку, сказав: «Тех, кто выбирает трудный путь, подавляющее меньшинство. Но если тебе тяжело, а ты, невзирая на это, засучиваешь рукава и берешься за трудное дело, значит, ты хочешь летать!».





You have no rights to post comments