“И это все пройдет...” Древняя мудрость неумолима. Все, что когда-то стало, свершилось, осуществилось: культуры, цивилизации, расы, языки, — пройдет.
Все проходит, даже звездные миры. Картины ночного небесного свода, которые видим сегодня мы, совсем иные по сравнению с теми, которые изучали древние астрономы Вавилона и Фив.
Тезис о бренности мира нередко порождает у нынешнего человека простую философию: “после нас хоть потоп”. Все пройдет и рассеется, как прах. Значит, все дозволено — “здесь и сейчас”. Люди живут одним днем — призрачным, зыбким, ускользающим. Современное существование, оторванное от корней, существование без памяти, часто лишено не только прошлого, но и будущего. Есть только дурно понятое “настоящее”. Может быть, в этом кроется одна из причин того, что люди так разобщены и одиноки, причина бесплодия нашего времени.


История знает других людей, которые нашли в себе смелость бросить вызов времени. Древние египтяне отрицали бренность — своим искусством, мастерством и доверием к Вечности. Они поднялись над тленом и, кажется, победили. Память Египта — в пирамидах и обелисках, колоннах и сфинксах. Гранит и базальт хранят живой опыт.
У меня дома над письменным столом висит небольшая фотография. На ней — знаменитые колоссы Мемнона в лучах заходящего солнца. Иногда по вечерам я задерживаю взгляд на этом снимке — и приходят дорогие воспоминания о встрече, которую невозможно забыть...
Современные египтологи считают, что огромные статуи колоссов находились у входа в вестибюль, перед пилоном погребального храма Аменхотепа III на Западном берегу Фив. Сегодня эти фигуры гигантов — единственное свидетельство существования некогда великого святилища одного из самых прославленных царей Короны Верхнего и Нижнего Египта.
Годы царствования Аменхотепа (1402-1364 гг. до н.э.) — это расцвет Нового Царства). За эти тридцать шесть лет Египет достигает вершины мощи и богатства.
Аменхотеп III правил мощной и благополучной страной. Это самый богатый фараон в истории Обеих земель. Никогда еще государственная казна не была так полна. Монарх повелевал миллионами людей, достойно неся тяжкое бремя своего долга. Царская власть была выражением закона — воли великого бога-создателя. В действительности власть принадлежала богу. Царь лишь исполнял волю неба, был вместилищем божественного ка.
Нам трудно до конца понять это. Часто мы судим о прошлом мерками сегодняшнего времени, невольно впадая в заблуждение. Очевидно, отталкиваясь от западного опыта жизни, мы способны лишь весьма несовершенно понять египетскую душу, которая проявлялась в людях, нравах, божествах, храмах, деяниях царей. Увы, Аменхотеп III — не исключение из этого правила. Никому из фараонов не доставалось от египтологов так много несправедливых суждений, как ему. Аменхотепа III называли изнеженным восточным деспотом, сибаритом, наслаждавшимся роскошной жизнью в великолепных дворцах. Якобы, единственной деятельностью, которой он занимался, была охота на львов и диких быков.
Великий царь заслуживает оправдания. Недавние исследования показали,  что охота была не просто развлечением фараона, а ритуальным действом,символизирующим победу порядка над хаосом — предмет постоянных забот фараонов.
В действительности, Аменхотеп III был благочестивым, высоко духовным человеком, о чем дошло немало свидетельств. Время его владычества называют царством Света — живительного, радостного света настоящего мира, владевшего умами и сердцами всех людей великого государства.
Центром блистательной империи были Стовратные Фивы. В 1828 году Жан-Франсуа Шампольон писал из этого города: “Здесь мне открылось великолепие Египта фараонов, все величайшее, что может вообразить себе человек... Ни один из древних, ни один современных народов не понимал, не постигал в такой мере грандиозного искусства архитектуры, как древние египтяне. Они видели далеко, как великаны, и воображение, что устремилось значительно далее наших портиков в Европе, остолбенело, и, бессильное, распростерлось перед ста сороками колоннами гипостильного зала в Карнаке”.
Сейчас на географической карте мы не найдем Фив. На месте бывшей столицы Империи располагается небольшой городок Луксор. Не знаю почему, но чем-то он напоминает мне нашу Ялту. Может быть, это оттого, что здесь всегда царит атмосфера праздника и веселья. Ведь это центр притяжения всех туристов, интересующихся Древним Египтом. Все, что здесь есть, связано с историей фараонов: витрины магазинов, платья, сумки, скатерти, куча всяких пустяков — все покрыто иероглифами и стилизованными изображениями Тутмосов и Рамсесов.
Луксор невелик, и его просто обойти пешком. Лучший для этого момент — раннее утро, когда еще не жарко. Солнце только-только начинает припекать, воздух наполняется особым ароматом лошадиного навоза, смешанным с запахом садов. От Нила тянет свежестью. Открываются первые кафе с душистым чаем, на набережной по-домашнему располагаются юные чистильщики обуви, ожидая первых клиентов. Город просыпается.
Или — конец дня. В воде Нила отражается вечерняя жизнь города: огни набережной, звуки музыки, смех детей, снующих тут и там и требующих свой “бакшиш”, грохот колясок, удары кнута возницы, выкрикивающего: “Вояж! Вояж!”, цокот копыт искусно запряженных лошадей, мачты ослепительно белых фелук... Как наверху, так и внизу — звезды: в жарком небе и в темной воде.
А в центре города — храм. Проходят времена, а вокруг него, как и прежде, бурлит и пенится жизнь. Таков Луксор.
Каким он был три тысячи лет назад? Очень трудно представить. История города знала много периодов разрушений. Чтобы увидеть Фивы древности, надо призвать на помощь воображение.
Представьте: бесконечные аллеи сфинксов, острые иглы обелисков, сияющие на солнце золотыми верхушками, силуэты колоссов на фоне башен огромных пилонов с развевающимися по ветру флагами, бесчисленные колоннады храмов, среди которых особенно выделяются гигантские колонны Карнака и Луксора, высоко поднимающие к синему небу свои раскрытые капители. И все это великолепие утопает в садах. Удивительно!
 Время Аменхотепа III — это пора необыкновенного расцвета Фив. Фараона называли великим строителем Египта. И не случайно: главное творение периода царствования Аменхотепа III — это храм Амона-Ра, знаменитый “луксорский храм”, жилище властелина небес, царя богов.
Этот храм становится поистине центром величайшей в истории человечества Империи и резиденцией фараона — космического существа, “Око которого блистает ярче небесных звезд”.
Кто был главным архитектором при Аменхотепе III? Известно ли нам имя создателя Луксора? История рассказывает о славном Аменхотепе по позвищу Хеви, сыне Хапу. Это был великий Мастер и зодчий, целитель и жрец-посвященный. Память о нем жила среди египтян веками. В эпоху Позднего Царства Аменхотепа продолжали почитать уже как бога. Ваятели изображали его человеком зрелых лет, задумчиво сидящим в позе писца — воплощение самой мудрости. Его называли вестником богов и главой мудрецов, проникших в самую сокровенную область познания.
“Меня приобщили к книгам, — говорит Аменхотеп в тексте, написанном на одной из его статуй, — я узнал формулы Тота, я искусен в этих секретах, я преодолел все их трудности”. В этом нет ни капли тщеславия, ибо нам известны творения Мастера: храм в Луксоре, храм Хонсу в Карнаке, храм Мут, аллея сфинксов между Луксором и Карнаком, а также поминальный храм Аменхотепа III на Западном берегу, от которого сохранились только колоссы Мемнона.
Эти гигантские статуи Аменхотепа III справедливо считаютхся одним из чудес света. Есть предположение, что они гораздо старше, чем какое-либо сооружение, связанное с историческими фараонами. Легенды говорят, что колоссы Мемнона были посвящены Восходящему Солнцу — восход, кульминация в зените и закат солнца назывались у египтян Мемнон, Амон и Маамон.
Колоссы были хорошо известны в античное время. У греков они ассоциировались с героем Мемноном, царем Эфиопии, погибшем на троянской войне от руки Ахилла. Это отождествление, возможно, объясняется следующим фактом: правая, северная статуя на рассвете издавала протяжные мелодичные звуки, приветствуя свою мать - богиню зари Эос. Греческие музыканты совершали паломничество в Египет, чтобы услышать семь основных, чистых нот.
После землетрясения 27 года н.э., в римскую эпоху речь идет уже только об одном звуке, который соответствует ноте “фа” принятого у нас музыкального строя.
В 199 году по приказу римского императора Септимия Севера, посетившего чудо света, статуя была отреставрирована, и пение прекратилось.
Наука объясняет, что звуки были вызваны движением воздуха, который благодаря нагреванию камня солнечными лучами проходил через узкие щели в статуе. Эта маловероятная причина или какая-либо другая — тайна по-прежнему существует.
А, может быть, они все-таки поют? Я хорошо понимаю одного из многочисленных путешественников XIX века, который уверял научное собрание в Лондоне, что он вновь слышал “фа” на рассвете. Однако, никаких доказательств истинности этого утверждения нет.
В прошлом году я был у великих колоссов на Западном берегу. Я не слышал, чтобы они пели. Может быть, оттого, что совсем рядом дорога, по которой проносятся куда-то люди в автомобилях. А может быть, из-за громкого голоса муэдзина, собирающего всех на молитву, и шума придорожного ресторанчика, который по иронии судьбы называется “Анубис”.
Колоссы по-прежнему величественно восседают на своих тронах. Как много они видели! Сраженья, расцвет и падение городов, поэтические творения, прославление Озириса, Тайная вечеря, железные дороги, святые и святотатцы, деньги и “прогресс”... Колесо Истории не знает покоя. Оно вращается, послушное неведомому нам такту и ритму. И царственные гиганты смотрят сквозь его спицы на картины свершившегося, а в звуке вращения слышат музыку того, что называется прошлым, из которого слагается настоящее и вырастает новое время и искусство — светлое и всеобъемлющее, святое в свей доступности и загадочное, как простая человеческая жизнь.
Вечереет. Еще один день подходит к концу. На западном берегу угасает солнце. Летняя ночь коротка и пролетит быстро. Скоро новое утро. На восточном берегу реки вновь родится молодое солнце. Великие цари на страже, они ждут. Может быть, завтра они запоют снова. Как прежде.

You have no rights to post comments