Только человек способен стремиться к тому, чего пока еще нет в его жизни. Мы фантазируем, строим планы, составляем проекты и мечтаем. По форме все эти действия похожи, но все же между ними есть некоторая существенная разница, и в ней хочется разобраться.

С философской точки зрения понятие идеи и мечты можно вывести из философии Платона. В его учении говорится о том, что жизнь происходит в двух мирах: чувственном и умопостигаемом. Объекты и явления мира чувственного (мира становления) мы можем познавать благодаря нашим чувствам: их можно увидеть, измерить, ощупать и т. д.

 

Объекты умопостигаемого мира, идеи (у Платона — эйдосы) — это сущности, познание которых и встреча с которыми возможны только посредством разумения, понимания. Очень важное уточнение: Платон считает эйдосы именно сущностями, то есть живыми существами (а не просто «ментальными схемами»), имеющими самостоятельное бытие.

 

Разумеется, умопостигаемый мир населен разными идеями. Разными не только по содержанию, но и по уровню. Поэтому Платон говорит о своеобразной иерархии идей в умопостигаемом мире. Эту иерархию можно представить следующим образом:

  • Благо
  • Истина, Добро, Красота, Справедливость
  • Идеи чисел и геометрических фигур
  • Идеи классов сходных вещей (лошади, чаши, дерева...)
  • Идеи вещей
  • Ментальные проекты людей
  • Чувственные фантазии людей

Выше всех находится идея Блага, которая в мире идей выполняет функцию Солнца в чувственном мире: она делает остальные идеи «видимыми» для нашего ума. Подобно тому как предметы в чувственном мире становятся видимыми для наших глаз благодаря физическому свету, идеи в умопостигаемом мире становятся «видимыми» для нашего ума в зависимости от того, насколько они освещены, пронизаны «светом» высшей идеи — Блага.

 

Из учения Платона можно сделать вывод, что фантазировать, проектировать и мечтать — это три разных действия:

  • Существуют фантазии, порожденные человеком.
  • Существуют проекты, созданные человеком.
  • Существуют идеи, рожденные не человеком

То есть все наши мечтания можно разделить по критерию авторства. Авторами фантазий и проектов являемся мы сами. Они созданы нами. Идеи созданы не нами, но могут быть нами восприняты, и тогда они становятся мечтами. Основное отличие настоящих идей — они освещены светом Блага и восходят, стремятся к одной из четырех первоидей: Добра, Истины, Прекрасного и Справедливости.

Поэтому научиться фантазировать («я хочу полететь на Марс», «я мечтаю об отпуске», «ищу работу своей мечты») легко. Научиться проектировать (сделать проект стола, квартиры, автомобиля) сложнее. Научиться улавливать идеи, которые станут подобными путеводной звезде и поведут тебя за собой по жизни — еще сложнее. Настоящая мечта отличается от фантазии тем, что не мы «мечтаем» ее, а она — нас. Она приходит в нашу жизнь как высшая необходимость, жизненное предназначение и долг чести.

 

Чтобы научиться по-настоящему мечтать, то есть следовать за идеей, Платон предлагает путь последовательного восхождения. Я не могу, не готов сразу и напрямую воспринять идею Прекрасного. Но мне нравятся красивые вещи. Я могу задуматься об этом и учиться среди всех вещей выделять красивые. Потом — самые красивые. Потом — прекрасные. И так до тех пор, пока форма не перестанет иметь для меня значения, потому что увлекать дальше меня будет уже не она, а сама идея — идея Прекрасного.

То же самое можно применить и к отражениям идей Истинного, Справедливого и Доброго.

 

Обращая все больше внимания на них, учась замечать и отличать их следы в чувственном мире, я могу начать восхождение к первоидеям по их следам как по ступенькам своеобразной лестницы, ведущей в умопостигаемый мир. Так я буду становиться все ближе к самым высоким в платоновской иерархии идеям и, возможно, смогу заслужить, чтобы какая-то из них выбрала меня и стала для меня своего рода путеводной звездой.

You have no rights to post comments