Сегодня мы часто слышим или высказываем сами недовольство системой образования. Нас не устраивает перегруженность детей информацией, большие стрессы от экзаменов, частая смена или вовсе отсутствие педагогов по важным предметам. Думаю, это далеко не весь список наших неудовлетворенностей. Что должно измениться — программа, система оценок знаний, подача материала, атмосфера учебного процесса? И как?

Перенесемся на шесть веков назад на Аппенинский полуостров. Меня всегда мучил вопрос: «Как стало возможно Итальянское Возрождение? Откуда возникли эти новые люди? Они же не инопланетяне, где они выросли?» И вот, благодаря одной замечательной книге Н.В. Ревякиной «От средневековья к «Радостному дому»: школы, ученики, учителя Итальянского Возрождения (XIV–XV)» картина начала складываться. Шесть веков назад, так же как и нас, думающих людей не устраивала система средневекового образования. Еще Петрарка пишет о том, что можно изменить в средневековых школах. Но в отличие от нашего времени возникает идеал нового человека – гуманиста. Это случилось во многом благодаря знакомству с античными авторами и интересу к античной философии. Каков этот новый человек? В первую очередь, он добродетелен. Он имеет нравственный стержень, который помогает ему преодолевать жизненные испытания, выбирать в сложных ситуациях и не поступаться своими принципами и честью. Но как воспитать такого человека?

Рассвет невозможен в полночь, но можно зажечь один или множество огней, которые хотя и не смогут заменить Солнце, но все же скрасят ожидание его восхода и, может статься, позволят приняться за труды, которым темнота была помехой.

Меня давно влекла мечта о русском возрождении. Интересовали люди, благодаря которым, был найден путь творческого, общечеловеческого созидания, восстановлена связь времен, происходила актуализация духовного опыта предков для эволюционного развития молодого поколения.

История знает немало попыток проложить этот уникальный маршрут. Наиболее близким по духу событием стало для меня открытие Талашкино. Как попытка через обучение традиционным ремеслам, через музыку, театр, живопись в 1883–1914 годах вернуть человеку связь с Землей, с культурой, традициями и с самим собой настоящим.

Полуразрушенный сарай на улице Ламон в Париже. Мария Кюри, выполняя работу целого завода, таскает тяжелые мешки, по несколько часов мешает кипящие жидкости в чугунном котле, переливает едкие растворы из одного огромного сосуда в другой, перерабатывая в день по 20 килограмм урановой руды. А все для того, чтобы извлечь из нее новый радиоактивный химический элемент. Спустя 4 года наконец получен 1 дециграмм чистой соли радия. Мария Кюри мечтала, чтобы у радия был красивый цвет, а он превзошел ее ожидания: он светится.

Кому-то имя Флоренс Найтингейл знакомо, кому-то – нет. Для меня это имя стало не просто открытием. Я вдохновляюсь ее жизнью, ее философией, и учусь у Флоренс мужеству, любви и чести. Девочка, родившаяся в богатой британской аристократической семье во Флоренции 12 мая 1820 года, совершила переворот в общественном сознании и во взглядах на роль и место медицинской сестры. Она стала первым научным исследователем и основоположником современного сестринского дела. Своей работой она в конечном счете спасла жизни миллионам людей. И в том, что мы с вами сейчас читаем эти строки, есть и ее заслуга.

К счастью, сохранилось множество письменных свидетельств о ее жизни, ее книги. О ней снято множество документальных фильмов, художественные фильмы, и даже выпущены мультфильмы. О ней ставят спектакли. В 2020 году отмечался 200-летний юбилей со дня ее рождения. В короткой статье не осветишь весь непростой путь и долгую, 90-летнюю жизнь.

«Войди, мой гость, стряхни житейский прах
И плесень дум у моего порога...
Со дня веков тебя приветит строго
Огромный лик царицы Таиах.
Мой кров – убог. И времена суровы.
Но полки книг возносятся стеной.
Тут по ночам беседуют со мной
Историки, поэты, богословы...»
М. Волошин

Перебирая подарки, ракушки и камешки, привезенные мне летом из Коктебеля, представляю эту древнюю землю Киммерию, этот благословенный край с нагретыми на солнце скалами, ласковым шаловливым морем, сухими пахучими травами, огромным синим куполом неба и далекими огоньками по вечерам. Весь этот поэтический мир, наполненный тенями (воспоминаниями) многих талантливых людей и в первую очередь – гением этого места, его хозяином – Максимилианом Александровичем Волошиным.

 

Минуло сорок дней, как уплыл под белоснежными парусами в звездную страну Самый Главный горнист и барабанщик ребят и взрослых, Командор легендарной «Каравеллы», один из лучших писателей — Владислав Крапивин. Сам он о себе говорил так: «Я не детский писатель. Я пишу для детей. Детей младшего, среднего, старшего и пенсионного возраста». Возможно, когда подует Брамсельный ветер, мы снова встретимся с ним в глубине Великого Кристалла, который имеет бесконечное число граней.

Карел Чапек. Биографическая справка сообщает дату рождения — 9 января 1890 года, село Мале-Сватонёвице. Дата смерти — 25 декабря 1938 года, в Праге. В энциклопедической статье указано: «Чешский писатель, прозаик и драматург, переводчик, фантаст. Классик чешской литературы XX века». За этими скупыми строчками кроются сияющие глубины.

Чехия занимает по площади менее 1% от площади России. И о чешской литературе знают немногие. И немногие знают, что Карел Чапек успел за свои 48 лет:

О своей жизни в Милуоки Опра Уинфри сказала: «Я предпочитала прятаться в туалете и читать с фонариком. Чтение давало мне надежду. Что ж поделать, другие смеялись надо мной, думая, что я пытаюсь стать кем-то. А я уже была».

Величественный дуб отбрасывает тень на двух собеседников. Их лица обращены друг к другу. Они разговаривают, но их беседа — это нечто большее, чем качественный разговор на интересную тему. Это искренняя, даже интимная беседа двух людей на самые важные темы.

Мы все мечтаем о процветании своей страны. Но часто ли задумываемся, садясь в дорогой автомобиль марки «HONDA» или смотря вслед мчащемуся мотоциклу с крылом на баке, как превратился сын бедного японского кузнеца в основателя мировой корпорации?

Соитиро Хонда родился в 1906 году в японской глубинке и даже не получил приличного образования. Зато он с детства знал, чего хочет. А хотел он приносить пользу другим ремонтом и постройкой различных механизмов.

Моцарт — это и символ Музыки, и непостижимая загадка гения. Сейчас много пишут про так называемый «эффект Моцарта», о том, что его музыка положительно влияет на работу мозга, повышает IQ, помогает развитию маленьких детей и даже облегчает боль.

Я давно ищу ответ на вопрос, в чем такой особенный секрет его музыки? Почему ее любит так много людей, почему она оказывает такое воздействие? И я, кажется, нашла одно из объяснений. Любой великий композитор является словно приемником, который улавливает определенную вибрацию Вселенной. О Моцарте часто говорят, что он воплощение энергии чистой радости, добра и света. Но мне кажется, что этому способствовали и его некоторые человеческие качества. Я бы назвала это дарами, которыми обладала его душа.