Современники назвали Талашкино маленькой русской Флоренцией, где мечтали о возрождении России. И не только мечтали.

Окончание. Начало здесь.

Тенишевы приобретают имение Талашкино в 1893 г. К этому времени Мария Клавдиевна уже известна в столичных кругах как талантливая певица, большая поклонница искусства, покровительница молодых художников. Как и в Петербурге, она очень быстро создает в талашкинском доме гостеприимную, творческую атмосферу, которая собирает здесь многих известных художников, музыкантов, ученых. Здесь часто бывают И.Е. Репин, М.А. Врубель, А.Н. Бакст, Я.Ф. Ционглинский, скульптор П.П. Трубецкой и многие другие. К слову сказать, в окружении Марии Клавдиевны всегда было много людей искусства, но почему-то никогда не возникало атмосферы праздности и богемности.

Запыленные кареты подъехали ко дворцу. «Рыцари святого Иоанна Иерусалимского просят гостеприимства»,  — доложил флигель-адъютант. «Пустить их!» Войдя в покои, один из знатных гостей произнес: «Странствуя по Аравийской пустыне и увидя замок, узнали, кто тут живет...»
Это не театральная пьеса и не сцена из рыцарского романа, как мог бы подумать читатель. Это  — история. Время и место действия  — конец XVIII века, Россия. А персонажи  — известные исторические лица: российский император Павел I и полномочный министр и посол в России Мальтийского ордена граф Литта. Мальтийцы знали слабые точки русского императора, но, разыгрывая эту сцену по всем канонам рыцарских легенд, даже не знали, чем все обернется.
«Торжественная церемония принятия Павло I титула Великого Магистра мальтийских рыцарей состоялась в Большом тронном зале Зимнего дворца (29 ноября 1798 года). Депутация Капитула поднесла Павлу I, бывшему в полном императорском одеянии, Мальтийскую корону, Жезл, Печать Ордена и Рыцарский меч. Обнажив меч, Павел осенил себя крестом, присягая Мальтийскому ордену».

Душа человека — величайшая тайна. И тайну эту пытались разгадать все великие философы мира. Джордано Бруно, выдающийся философ, поэт и гениальный ученый, свою книгу «О героическом энтузиазме» посвящает проблемам Души и берет за основу учения философов античного мира, особенно орфиков, Пифагора, Платона, Плотина.
Бруно поддерживает идею античных философов: наша душа находится на грани между телесным и бестелесным существованием, она параллельно живет в двух измерениях. Ее божественная, бессмертная часть живет в мире «умопостигаемом» — духовном, небесном, в мире вечных идей и принципов. Ее вторая, смертная половина живет в мире «чувственном» — материальном, тленном, земном.

Он начинал с нуля. С того, что рядом. В тех условиях, какие были в его распоряжении. Вряд ли он представлял, что кожевенный сарай в ярославском переулке, переделанный им для показа «пиес», станет моделью будущего российского театра.
Мы частенько говорим о ком-то: родился раньше (или позже) своего времени. А вот Федор Волков — человек именно своей эпохи.
В XVIII веке Россия совершает крутой поворот от средневековой Руси к просвещенному европейскому государству. Все только рождается — академии наук и художеств, университеты и... новые люди. Просыпаются умы и таланты, совершаются открытия. Те, кто сумели услышать зов времени, найти свое место в потоке событий и действовали по велению сердца, жертвуя сиюминутными благами, становились Основателями.

«С уходом Лоренцо закончился мир во Флоренции», — так сказал папа, узнав о смерти Лоренцо Медичи. Природа по-своему отозвалась на это событие: молния с такой силой ударила в купол церкви Санта Репарата, что часть его рухнула, вызвав всеобщее изумление флорентийцев...

О его мудрости слагали легенды, его тонкий художественный вкус ценили далеко за пределами Италии, скромности не переставали удивляться, а власти и могуществу редко когда осмеливались бросить вызов. Лоренцо Медичи. Лоренцо Великолепный. С его именем навсегда останутся связаны расцвет Флоренции, творения и жизнь гениев Возрождения, великолепие Ренессанса.    

Имя Хатшепсут не вошло ни в один из древних перечней правивших Египтом царей. Ее изображения с атрибутами царской власти и картуши с ее именами впоследствии уничтожались. Существование женщины-фараона противоречило традиционным представлениям египтян, и они хотели скрыть этот факт, чтобы устранить прецедент. Но невозможно уничтожить память о великой женщине, посвятившей жизнь возрождению своей страны.
Скульптурный портрет Хатшепсут не спутаешь ни с чьим другим: царская корона, накладная борода, и вдруг — женское лицо, красивое настолько, что трудно оторвать взгляд.
Хатшепсут, чье имя означает «первая среди благородных», была дочерью фараона Тутмоса I и «великой супругой» фараона Тутмоса II. Мужу ее не долго суждено было царствовать. Он умирает, оставив наследника — мальчика Тутмоса III. Так как ребенок еще слишком мал, Хатшепсут возлагает на себя обязанности регента.

Тенишеву я открыла для себя уже давно. Но в книгах о Серебряном веке встречаются лишь упоминания ее имени, не более того. И об Абрамцево знают все, а о Талашкино — лишь знатоки. И это вызывает недоумение: неужели мы настолько беспамятны, что «сбрасываем с корабля современности» столь значительные явления нашей культуры? Как бы то ни было, жизнь таких людей оставляет нам в наследство нечто, что сильнее времени и пространства, сильнее всех хитросплетений судьбы и самой смерти.
Поэтому наш рассказ — о судьбе Марии Клавдиевны Тенишевой и ее мечте.

Традиция. Это слово для некоторых из людей, живущих на земле — на Земле, не пустой звук и не пыль веков. Просто они живут ею и дорожат как самым главным наследством. Мы отправляемся в Альпы, в деревушку Веннс, что в австрийском Тироле.

...На первый взгляд может показаться, что двор «Зиннхоф» Эльмара Хутера, как и сотни подобных ему фермерских хозяйств в австрийском Тироле, совершенно затерян в Альпах. Но я быстро понял, что это не так. Пять комнат этого большого трехэтажного дома оказались расписаны на много месяцев вперед. Почти круглый год к Эльмару приезжают гости со всего мира — провести время и отдохнуть на природе, в горах, на настоящей ферме. В Европе и в Америке такие «каникулы» давно уже пользуются большой популярностью и даже имеют особое название — «отпуск на ферме».

Она пришла как будто из сказки или легенды — прекрасная царица, мудрая повелительница страны за высокими горами... Ее образ обладает какой-то удивительной притягательной силой, пусть даже мы знаем о ней совсем немного.

 ...Небывалое оживление царило в тот год при грузинском дворе. Сначала украдкой, на ухо друг другу, а потом и открыто царедворцы обсуждали давно назревавшее событие. Царь Грузии Георгий III, которому Бог не дал наследников мужского пола, принял решение передать престол старшей из своих дочерей, Тамар. Причем сделать это еще при своей жизни, дабы пресечь козни недоброжелателей. Неизвестно, что чувствовал царь Георгий как отец, когда обрекал свою юную дочь на столь тяжелую судьбу, но как правитель он оказался мудр и прозорлив: после его смерти в 1184 году вокруг трона развернулась нешуточная борьба. Но стараниями приверженцев Тамар, и в первую очередь ее тетки по отцу Русудан, молодая царица заняла предназначенное ей место. В тот день ей не исполнилось и двадцати.

Накануне Иванова дня, 3 июля, в два часа после обеда в церкви св. Николая проходил обряд крещения. Когда пастор взял ребенка на руки, чтобы облить, трехдневный мальчик, к удивлению всех, внезапно поднял головку, вытянул шейку и принял крещение с открытыми, устремленными ввысь глазами.
Фридрих Лейбниц был потрясен происшедшим во время крещения сына и дрожащей рукой начертал в журнале домашней хроники следующие слова: «Я того желаю и пророчу, что это служит признаком веры и лучшим знамением того, что этот сын пройдет свой жизненный путь с очами, поднятыми к Богу, будет пламенеть любовью к нему и в этой любви совершит великое к славе Всевышнего...»
Сам Готфрид Вильгельм Лейбниц подтвердил отцовское предчувствие, став выдающимся философом, математиком, изобретателем, дипломатом и юристом. Можно было на этом и закончить, если бы не мучительный вопрос: «Каким образом  из одаренных детей "получаются“ гении?»