Человек интересное создание. Совмещает в себе огромное количество абсолютно непохожих персонажей. То на первый план выходит добродушный, наивно-глуповатый Винни-Пух, то маленький трусливый Пятачок, то капризная принцесса дернет плечиком. Так же у руля любит стоять ворчливая старушка. И все-то ей не нравится, и для каждого у нее припасено «доброе» словечко, а когда вокруг нет никого, чтобы обвинить во всех бедах, она садится на скамеечку и, вздыхая, молвит: «О времена, о нравы! Куда катиться этот мир».

В этом я с ней полностью согласна. Куда-то этот мир точно катится и кто-то, вероятно, помогает ему катиться в одном из направлений.

Но сначала о временах и нравах. Наша ворчливая старушка многое, конечно, повидала, но, вероятно, Европу 200-летней давности давно не навещала.

Итак, Англия начала 19 века.

Алексей Валентинович Ефремов – один из самых известных уральских художников. В своих картинах он запечатлел многие места Екатеринбурга, так любимые его жителями. Благодаря кисти мастера на полотнах появились шумные улицы, прогулочные набережные, старинные мосты, тихие незаметные уголки в разные времена года.

Пишу сердцем

Однажды Алексей Валентинович пригласил меня в свою мастерскую. Я зашла в обычное многоэтажное здание, поднялась на лифте, открыла дверь и… попала в совершенно иной мир. Это пространство, в котором живет множество картин и витает запах красок и кофе. Я будто заглянула одним глазком во внутренний мир художника и приоткрыла тайну рождения искусства.

Тогда мне запомнилась одна фраза художника о том, что картины родного города получаются такими настоящими и живыми, потому что видятся и пишутся сердцем. Он усадил меня в кресло и показал несколько свежих работ, а потом перевел внимание на картины Праги, в которой не так давно побывал. Автор сказал, что они написаны только глазами, поэтому получились несколько открыточно. Можно любоваться их красотой, но глубины, такой как в картинах родного Урала – нет.

В апреле 2015 года нижегородскому механику-самоучке Ивану Кулибину (1735-1818), в честь которого названа одна из площадей Петербурга, исполнилось бы 280 лет со дня рождения. Более 30 лет трудился он придворным механиком, а затем руководителем в мастерских Академии наук (г.Санкт-Петербург) при Екатерине II. На счету «Архимеда той поры», как величал талантливого техника поэт Гавриил Державин, около 40 изобретений. В их числе - обобщенный образ велосипеда и автомобиля – трехколёсная самокатка для перевозки «праздных людей», а также аналогичные игрушечные модели. В 1791 году, по данным исследователя И. А. Ростовцова, изобретатель закончил составление нескольких вариантов проектов трех- и четырёхколесных колясок. В целом, по подсчетам С. Н. Зигуненко, автора-составителя книги «Сто великих рекордов в мире автомобилей», за право называться изобретателем авто боролись около 500 человек. Транспортное средство Кулибина, по мнению его биографов В. Пипунырова и Н. Раскина, в сравнении с подобными экипажами, «самобеглыми колясками» предшественников, обладало несколькими преимуществами: наличием ходового механизма, силовой передачи, тормозного устройства и рулевого управления. Однако не хватало в нем главного – механического двигателя для «движимой одноколки», иными словами «вечного двигателя». О его применении Иван Петрович стал вновь размышлять только за несколько месяцев до смерти. Неутомимый труженик шел верным путем к цели.

Пьер БрисОн взял меня за руку и своим изучающим проникновенным взглядом посмотрел прямо в мои глаза. Простая фраза на немецком языке, заготовленная для момента этой встречи, чудесным образом абсолютно и бесповоротно выветрилась из головы, и я робко пролепетала что-то вроде «добрый день», «я из России». «О, Россия! – словно в тумане услышала я в ответ. – Это прекрасная страна». И мои губы как-то сами собой озвучили слова благодарности легендарному актеру, воплощавшему образ героя моего детства и юности, который сейчас, тридцать лет спустя, улыбался мне не с экрана, а наяву…

Маленький индеец Пьеро был сорванцом. Почти ежедневно он совершал свои героические подвиги на заброшенном пустыре Шамп д'Арри  (Champ d'Arrée), которое цветущая фантазия ребёнка превращала в зависимости от надобности то в предместье Чикаго, то в поле сражения под Верденом. Но, главное, оно являло собой долину Скалистых гор Колорадо, которую он преодолевал на своем горячем мустанге – маминой метле – и охотился на воображаемых бизонов, пуская меткие стрелы из лука, сделанного из спиц папиного зонтика. А потом вынужден был представать на домашнем «совете старейшин» и объясняться за свои проказы, разбитые колени, разорванные шорты или недостающий шнурок на ботинках.

…Может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

М. Ломоносов

В начале лета 1853 г. в Бостонском порту на берег сошел пожилой господин в безукоризненно сидящем дорогом костюме. Широкое лицо с высоким красивым лбом, тонкие поджатые губы, цепкий взгляд и уверенная манера держаться выдавали в нем образованного и решительного человека. Отдав распоряжения относительно доставки багажа, он отправился прямиком в Гарвардский университет. Это был его первый визит в США, но слава опередила его: уже год назад газеты и журналы начали писать о европейской знаменитости — российском ученом Иосифе Гамеле.

В зарослях сорной травы,
Смотрите, какие прекрасные
Бабочки родились!
Мацуо Басё

«Хроника сердца» была издана в 1998-м, спустя семь лет после смерти Георгия Ивановича Буркова. Многочисленные тетради, хранившиеся в пыльном чемодане долгие годы, вышли в свет и явили миру настоящего философа. Похожая история случилась в конце второго века. Тогда в полах походного плаща римского императора был найден дневник, вошедший в историю под названием «К себе самому». Так мир открыл философа Марка Аврелия.

«Не могу окончательно уяснить себе цели своего дневника, да и цели дневника вообще. Для чего он? Для потомков? Для последнего тома собраний сочинений? Для самого себя, чтобы прочесть на старости лет? Или, наконец, просто тренировка памяти и ума? Без ясной цели, без определенно поставленной задачи нельзя начинать даже самое мало-мальское дело. Дневник должен стать моим воспитателем, перед которым я не должен утаивать ничего и перед которым я не должен терять стыда»
(запись из дневника Буркова).

Дневники… Хроники сердец… Это не просто литературный жанр, а нечто гораздо большее. Это нечто, способное спасти человека от дурной бесконечности жизни, от бессмыслицы... Личные дневники — это не только способ постижения себя и мира, но и возможность преображения себя и мира. Не только автор ведет дневник, но в каком-то смысле дневник начинает вести автора, становиться его голосом Совести, сократовским даймоном. Личные дневники — это самый честный разговор по душам с самим собой, это хроника ищущего сердца. Дневники великих — это универсальное зеркало исцеляющей Правды, которое способно творить историю.

Жизненный путь не всегда прям и однозначен, на нем встречаются развилки и перекрестки. Часто мы не замечаем их, двигаясь по инерции. Но иногда проблема выбора пути встает перед нами. Куда свернуть? Как найти силы? Что нас ждет за поворотом? Вот несколько примеров осознанного жизненного выбора, сделанного на основе своих убеждений и потребовавшего мужества и воли.

Его называли doctor illuminatus – «озаренный наставник». Его считали алхимиком, открывшим эликсир жизни и способным превращать металл в золото, хотя он был нищ настолько, что не оплатил бы собственных похорон. От берегов средиземноморской Европы до Северной Африки ходили легенды о его бессмертии. Его начинания поддерживали короли и Папы. Его изгоняли из городов, обвиняли в ереси и почитали как святого. Он был философом, поэтом, мистиком, ученым и первым в истории христианства миссионером. Судьба Раймунда Луллия похожа на увлекательное и небезопасное приключение странствующего рыцаря – и на подвиг святого, посвятившего всего себя служению Истине.

Он обожал приключения, увлекался автомобилями, мотогонками, полётами на воздушном шаре, ходил на китобойном судне. Но однажды придумал Шерлока Холмса...

Артур Игнатиус Конан Дойль был первенцем в эдинбургском семействе разорившихся аристократов. Его отец Чарльз, художник, зарабатывал мало, едва сводил концы с концами и незаметно пристрастился к выпивке. Матушка Мери занималась детьми — их кроме Артура в семье появилось ещё шестеро. Она часто читала детям книги или сама сочиняла для них разные истории.

Ему шестьдесят раз отказывали в издательствах. «Займитесь другим делом, молодой человек! Не отнимайте у занятых людей время!» А он упорно шёл к це­ли и в конце концов стал литератором, да ещё каким!

Джордж Бернард Шоу родился 26 июля 1856 года в простой дублинской се­мье. Его мать Элизабет давала частные уро­ки музыки, а вот отец Джордж к мо­менту появления сына на свет уже промо­тал своё состояние и был пьющим че­ло­веком.

В детстве Бернард часто чувствовал се­бя одиноким. Лучшими его друзьями ста­ли книги. Он рассеянно слушал то, что ему говорила матушка, мечтая поскорее приняться за чтение сказок «Тысячи и одной ночи», — почему-то они невероят­но нравились Бернарду.