История знает много мудрых людей, чей жизненный путь был необычным. К их числу принадлежит и Петр II Петрович Негош — правитель Черногории, мудрец и поэт. Он стал объединителем и просветителем своей страны. Его боготворил народ. Ценили друзья и уважали враги. Е.П. Блаватская писала, что он был последним посвященным королем Европы.
Он родился 1 ноября 1813 года в горном селении Негуши и при крещении получил имя Радивой. До 12 лет большую часть времени будущий монарх проводил на горе Ловчен, где пас стада овец и созерцал небосвод, густо усеянный звездами — манящими, загадочнымиѕ Если он что-нибудь и учил в эти годы, то только устные предания, которые рассказывались долгими зимними вечерами под плавное звучание гуслей.


Негош был племянником черногорского государя Петра I, и потому в один миг его судьба переменилась: владыка выбрал его своим преемником (правители этой страны представляли и светскую, и духовную власть и потому не могли жениться, а наследника выбирали среди детей своих братьев или других родственников). Тогда-то Раде и нарекли Петром II, и в 1825 году он переехал в Цетинь к своему дяде, чтобы готовиться к восшествию на престол и выполнению обязанностей будущего владыки.
Ум его, как губка, впитывал то, чему его учили: за два года мальчик прочел все книги в монастырской библиотеке и в познаниях превзошел своих наставников. Его посылали в другие монастыри, но знания тамошних учителей были так же быстро исчерпаны. И наследник престола вернулся к дяде, которому пришлось искать более сведущего человека для обучения своего неутомимого племянника, чья тяга к познанию все росла и росла. Теперь Петр получил возможность изучать греческую философию и мифологию, немецкую философию, историю своей и других стран, географию, литературу, сельское хозяйство и военную науку. И поскольку его учитель находил в Черногории сходные черты со Спартой, то и ученика воспитывал по-спартански, стараясь развить в нем крепость духа и тела.
Негошу было только 17 лет, когда он после смерти дяди был облечен светской и духовной властью и принял сан митрополита. В Черногорию, до той поры почти полностью изолированную, пришло просвещение. Ее новый правитель ездил по Европе, представляя миру свою страну. Во время каждого путешествия он обязательно посещал библиотеки и знакомился со всевозможными культурными течениями, как велела ему Душа, неустанно искавшая новых и новых знаний. В своей маленькой стране Негош учреждал школы, строил дороги, укреплял границы, открывал типографии, а также преобразовал государственное устройство — вместо преобладавшего до сих пор племенного способа правления ввел современный сенат и исполнительные органы.
Красивый, статный (почти 2 м ростом), мужественный, образованный, обладавший огромной нравственной силой, он разбил сердце не одной европейской принцессы. Но в его собственном сердце не осталось места для женщины: сам он знал только одну любовь — свою Черногорию, ее народ, за который нес ответственность.
Негош все делал со страстью: писал, учился, занимался государственными делами, словно предчувствуя, что жизнь его будет не только плодотворной, но и короткой. Он умер в Цетине 19 октября 1851 года от неизлечимого в те времена туберкулеза.
Кажется, это был последний из тех государей цивилизованного мира, которые являлись стержнем духовной и светской жизни своего народа. Хотя он и не стремился никому подражать, в нем возродился дух античных философов, он умел видеть разные грани явлений и собирать все лучшие зерна, он обладал моральными качествами гражданина мира, в нем жила поэтическая душа и мужественное сердце. Быть может, Платон именно в нем увидел бы воплощение своего архетипа идеального правителя. И уж во всяком случае Негош не отправил бы философа в изгнание, как это сделал античный властитель, наоборот, принял бы с распростертыми объятиями и желанием учиться у человека более мудрого, чем он сам.
На горе Ловчен великому черногорцу построили мавзолей, чтобы и после завершения земного пути он мог смотреть на Космос, поражавший его своей необъятностью и совершенством, на мириады звезд, мерцающих на ночном небосклоне, под которым гуляют буйные ветры. Может быть, огонь его мысли перестал метаться и рваться в неизведанные дали беспредельности. Может быть, теперь он обрел покой и ответы на множество вопросов, мучивших его когда-то. А те, кто продолжает искать ответы, могут соприкоснуться с родственной душой, излившей себя в стихах.

 

«ГОРНЫЙ ВЕНЕЦ»
Главным произведением Негоша является драматическая поэма «Горный венец», в которой описана не только война между сербами и турками, но также история взаимоотношений реального мужчины и реальной женщины. Автор старался показать уклад жизни тогдашних черногорцев и их взгляд на окружающий мир; его рассказчик часто прибегает к помощи образных, аллегорических выражений, говоря о том, что видел в других краях: он не находит нужных слов в своем языке, потому что в его стране не существует ничего подобного.
«Горный венец» можно назвать одой героизму и доблести, но эта ода глубоко лирична, ее язык полон метафор, подчеркивающих гуманистическую идею поэмы. Негош размышляет также о предназначении человека и о том, как наилучшим образом его осуществить. Он сознает двойственную природу жизни, неизбежность встречи с соблазнами и испытаниями на пути к цели. Только тот, кто это понимает и все свои действия и каждый день жизни посвящает достижению цели, идя вразрез с общепринятым, будет причастен к вечности:

Без муки песнь не зазвучит,
без муки сабли не скуешь;
отвага зло любое одолеет,
она — сладчайший для души напиток,
из рода в род пьют люди эту влагу.
Блажен, кто вечной жизни причастился,
такой храбрец не зря на свет родился.
Пусть луч погаснет,
но пронижет толщу тьмы.

Тот, кто стремится к истинной жизни, а не к ее видимости, должен быть готов к сменяющим друг друга периодам света и тьмы, а применительно к своей судьбе — к полосам удач и неудач.

Еще никто не выпил кубок меда,
чтоб не было в нем чаши желчи;
не может кубок меда быть без желчи,
пускай смешаются — пить будет легче.

Выполняя свою жизненную задачу, человек должен искать опоры не во внешних обстоятельствах, но в самом себе. Когда знаешь, на что ты способен, недостойно горевать об утрате преходящего, столь ничтожного по сравнению с вечным. Негош показывает это на примере бойца, который, лишившись любимого ружья, чувствует себя обездоленным и думает, что уже никогда не сможет воевать, как прежде:

Лишь голову к плечу склони —
и обретешь ты новое ружье.
Ведь ты же Мандуш Волк! В твоих руках
Ружье любое будет смертоносным!

«ЛУЧ МИКРОКОСМА»
С философской точки зрения интересно и другое произведение Негоша — «Луч микрокосма». Это его размышления, его внутренний монолог, написанный в жанре философского эпоса, тема которого — загадка Мироздания и человека как его неотделимой части.
Негош рассуждает о творческом принципе, на котором держится Мироздание. Он вечно в действии: стоит ему остановиться — и мир окажется во власти вечной тьмы. Этот космический порядок, как в зеркале, отражается в природной гармонии. Природа как целое — живой организм, плод вдохновения гениального Творца, создавшего все живущее. Красота присутствует в самой динамичности творения, а эволюция направлена к совершенству: совершенство форм, музыка сфер, гармония ритмов в их высшем проявлении — все это говорит о творческой мощи природы. Порядок, которому она подчиняется, не оставляет места для ненужного и бессмысленного, ведь он сам есть аналог божественной сущности. О божественном проявлении Негош говорит как о бесконечном, чудесном и бессмертном. А поскольку его частью является и человек, то и в нем не может не быть некоей вечной частицы, сотворенной божественным духом и вложенной в невечную материю. Эта частица не подвержена смерти и тлению, она всякий раз возникает в новом облике, как деревья, которые утрачивают свои цветы и плоды, но весной всегда расцветают снова.

"Мы луч света, тьмою объятый"

ѕАх, это высшая тайна,
как вихрь, готовая дух сокрушить, —
в могиле ключи этой тайны.

ѕВидит человек, что он в оковах,
припоминая былую свободу,
рвется молнией в небо душа;
но цепи бренности не отпускают,
навечно в рабстве удержать хотятѕ

Тот, кто этого не понимает, будет вечно скитаться, не зная ни Творца, ни смысла существования. А смысл этот не откроет ни одна специальная наука, нужен их синтез.
Потому Негош и не устает предостерегать людей, чтобы не возводили в культ ложное, частичное знание, ведущее в пустыню невежества и в конце концов — к утрате своей сути. Человек должен бороться с тьмой внутри себя, чтобы осветить ее лучом знания и быть способным противостоять силам, стремящимся нарушить порядок и гармонию.

ѕЛишь стоит свой долг священный
                           отвергнуть —
и вечная тьма одержит победуѕ

Человек забыл, что он является творением Создателя, и блуждает по дорогам жизни, не понимая, откуда пришел и куда идет.
ѕЧеловек как в тяжелом сне:
видит страшных чудовищ явленье
и едва сознает, что они
не имеют к нему отношенья...

Только поднявшись над самим собой, он сможет осознать, что есть в нем истинно ценного, а что является лишь временным вместилищем этих сокровищ.
Разрешить все кризисы сознания как раз и означает найти высший луч человеческой личности. Он исходит из общего для всего живого во Вселенной источника — бес-
смертного, животворящего источника. В конце жизни Негош написал фразу, объясняющую эту мысль: «Душу человека я представлял себе как средоточие таинственного огня. Отделившись от тела, он обращается в подвижный лучик, зажигающий бессмертное пламя нашей вечной жизни и блаженства на небесах». И я благодарю Господа за то, что помог ему открыть в себе этот лучик и познать свою бессмертную часть. Лишь это знание позволило Негошу понять не только смысл жизни, но и смысл смерти. «Благодарю Тебя, Боже, одаривший меня на Земле как телом, так и душой и тем отличивший от миллионов других».



МЫСЛИТЕЛЬ В ДУХЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Несмотря на то что Негош родился и умер в XIX столетии, о нем можно говорить как о Homo universalis эпохи Ренессанса, как о мыслителе в духе Возрождения — он жил и творил так же, как они.
Представим себе Черногорию, на протяжении столетий терзаемую то одними, то другими войнами, почти отрезанную от остального мира, — перемены, произошедшие здесь при этом правителе, действительно можно назвать возрождением. Черногорцы, лишь кое-как знавшие Библию, обрели благодаря своему владыке собственные священные книги, которые учили правильной жизни языком им понятным. Слова человечность и героический дух теперь гордо носил на своих знаменах весь народ.
Зная о соблазнах и ловушках, в которые увлекает человека его физическая природа и которые приходится преодолевать на пути духовного совершенствования, Негош остался верным этическому оптимизму и в каждом своем произведении подчеркивал: «Солнце справедливости и землю озаряет», «облегчились цепи рабов». От собственных цепей он избавился еще при жизни и многим своим читателям помог также избавиться от них.
Заканчивая эту статью, повторим на прощание его же слова, которые для него были не просто словами, но выражением смысла всей его, пусть и краткой, жизни, вписавшей яркую страницу в золотую книгу истории человечества:

Воскресением ты смерть попрал,
хвалою тебе полны небеса,
земля своего спасителя славит...

 


Дополнительно:
«Вместе с русскими нас двести миллионов, — говорят черногорцы и в шутку добавляют: — А если горы утюгом разгладить, то и размером как Россия будем».
Давней дружбе два народа не в последнюю очередь обязаны Петру II Негошу. В 20 лет, из первой поездки в Россию, он привез необычный груз: оборудование для типографии и 11 сундуков с книгами. Произведения Карамзина, Жуковского, Пушкина, Ломоносова, а также античных и европейских авторов составили великолепную библиотеку, которую молодой правитель обустроил по образцу пушкинской в Михайловском. A рабочий кабинет Негоша украсил портрет любимого поэта.
Встречались ли они — остается загадкой. В феврале 1837 года в Святогорском монастыре Негош застал лишь свежую могилу поэта и отслужил по нему молебен. Да и сам владыка покинул мир в «возрасте Пушкина» — в роковые 37ѕ

Статуя Негоша в мавзолее на горе Ловчен работы Ивана Мештровича. За свой труд вместо гонорара скульптор попросил кусок сыра и негушского пршута — «то, что ел Негош».

Стихи его словно вытесаны из скал черногорской земли
А. Барац


Счастлив, кто живет в веках делами,
в этом мире он не зря родился!..

Отрывки из поэмы «Горный венец»

***
Боже милый, всем ты управляешь.
На небесном ты сидишь престоле
и могучим взором возжигаешь
хороводы светлые в пространстве;
ты развеял тучи звездной пыли
из-под трона своего святого
и назвал их божьими мирами,
оживил ты всякую пылинку
и разумным семенем засеял;
в руце держишь книгу мирозданья,
где записаны любые судьбы
всех миров и всех существ разумных,
милостиво ты один решился
жизнь вдохнуть в податливые члены
муравью и льву, царю пустыни, —
проясни над Горой Черной небо,
прогони ты тучу грозовую,
отведи ты молнии и громы!

Коло1

Темна туча солнце заслонила,
белу гору темень придавила,
плакала пред алтарем лампада,
звонки струны порвались на гуслях,
белы вилы спрятались в пещеры,
боясь света месяца и солнца;
охладели мужеские груди,
умерла в них воля и свобода,
как лучи на горах умирают,
когда солнце тонет в синем море.
Боже милый, что за светлый праздник!
Как прекрасны души наших предков
возносились над Цетинем нынче!
Пляшут души, словно белы стаи,
белы стаи лебедей прекрасных,
когда в ясном небе они пляшут
над озерным голубым зерцалом.
Соколы Мартиновичи, братья,
одна грудь всех пятерых вскормила,
и одна нас колыбель качала,
два Новака, знаменосец Пима,
добрый молодец Вук Борилович, —
первыми ударили на турок,
кто сплести венки вам лучше может?
Памятник великому геройству —
Черногорья и ее свобода!

***
Не держи так долго нас, владыка,
отпусти народ, он притомился.
Каждый хочет твое слово слышать,
только видим, ты смутился что-то:
все молчишь и нас не отпускаешь,
и лицо твое земле подобно;
бродишь, словно тень, один по полю,
ничего не ешь, заснуть не можешь.
Видно, занят ты глубокой думой.
Пусть на горе туркам дума будет,
ну а я боюсь раздумий долгих.

Слушай, Вук, и слушайте вы, братья!
Удивляться вам тому не надо,
что меня, как псы, терзают мысли,
кровь моя от ужаса клокочет.
Кто стоит на горе, хоть и малой,
видит больше, чем внизу стоящий,
мне побольше вашего открыто —
это счастье мое или несчастье!
Не боюсь я чертова отродья,
будь их столько, сколько листьев в чаще,
а боюсь я зла в родном гнездовьеѕ

***
Я прошел сквозь все огни и воды,
этот страшный мир изведал сердцем,
яда его чашу опорожнил,
я узнал всю горечь смертной жизни.
И во всем, что есть или случится,
для меня не существует тайны;
ко всему готов на этом свете.
Сколь нет зла под небом — человеку
это все приданое земное.
Ты еще не опытен, владыка!
Капли первые из чаши яда —
самые горчайшие недаром.
Знал бы ты, что день сулит грядущий!
Этот мир — тиран и для тирана,
а тем боле для души высокой!


———————————————————————
1 Коло — танец, который исполняют мужчины,
обхватив друг друга за плечи; иногда он сопровождается пением.