Жизненный путь не всегда прям и однозначен, на нем встречаются развилки и перекрестки. Часто мы не замечаем их, двигаясь по инерции. Но иногда проблема выбора пути встает перед нами. Куда свернуть? Как найти силы? Что нас ждет за поворотом? Вот несколько примеров осознанного жизненного выбора, сделанного на основе своих убеждений и потребовавшего мужества и воли.

 

 

Выбор как искупление

Вряд ли кто-то осмелится утверждать, что в своей жизни он ни разу не совершил поступка, в котором потом горько раскаялся. Нам стыдно, мы корим себя и наконец решаем, что уж в следующий раз такого себе не позволим. Но есть другой путь раскаяния — действенный, активный, он состоит он в исправлении того, что когда-то сделал не так.

Андрей Дмитриевич Сахаров считается отцом советской ядерной бомбы. Работая над этим разрушительным оружием, он начинает понимать и огромную опасность, которую оно представляет для всего живого на Земле. В результате из создателя бомбы он превращается в ее активного противника: не без его участия был заключен Московский договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. С течением времени его позиция в отношении ядерного оружия все меньше нравится властям, а общественная деятельность все больше расходится с политикой официальных кругов. Как всякий ученый, А. Д. Сахаров ищет причины бед нашего мира и четко формулирует свою позицию: «Человеческому обществу необходима интеллектуальная свобода — свобода получения и распространения информации, свобода непредвзятого и бесстрашного обсуждения, свобода от давления авторитета и предрассудков. Такая тройная свобода мысли — единственная гарантия от заражения народа массовыми мифами, которые в руках коварных лицемеров-демагогов легко превращаются в кровавую диктатуру. Это — единственная гарантия осуществимости научно-демократического подхода к политике, экономике и культуре».

За свое мировоззрение и исходящий из него образ жизни Сахарова лишают возможности работать в области физики, не позволяя получать научную литературу и общаться с коллегами, отправляют в ссылку в город Горький, где семь лет держат под домашним арестом. Единственным доступным способом протеста против произвола советских властей для него остается голодовка. В 1986 году А. Д. Сахарова возвращают в Москву, а в 1989 году он как народный депутат Верховного Совета СССР с трибуны вновь борется за право свободно высказывать свои взгляды на лучшее устройство общества, но его выступление грубо обрывают, не дослушав.

Советские ученые не были одиноки в попытках искупить свое участие в создании страшного оружия. Их американские коллеги также стремились запретить его военное использование. Так, по инициативе физика Лео Сцилларда было составлено обращение к президенту США Гарри Трумэну, подписанное тридцатью участниками «Манхэттенского проекта», в котором содержался призыв не использовать атомное оружие против Японии. Интересно, что иную искупительную позицию занял Эдвард Теллер, отец американской ядерной бомбы. В своем письме к Л. Сцилларду он пишет: «Я решил ничего не предпринимать… Я не вижу ни одного шанса поставить вне закона хоть какое-то оружие. Чем более внушительно оружие, тем более вероятно, что оно будет использовано в любом реальном конфликте, и тут не помогут никакие соглашения. Наша единственная надежда — довести результаты нашей работы до сведения людей. Это могло бы помочь убедить всех в том, что следующая война будет фатальной».

 

Во имя других

В мае 1996 года состоялась американская коммерческая экспедиция «Горное безумие», целью которой было восхождение на Эверест. Участники этой экспедиции — любители-альпинисты — заплатили за подъем на высочайшую вершину мира по 65000 долларов. На высоте около 8000 метров над уровнем моря восходители попали в метель. Метель на такой высоте — это не просто непогода, для неподготовленного человека она означает неминуемую гибель.

К счастью, в составе экспедиции в качестве гида находился альпинист-профессионал Анатолий Букреев. Его опыт восхождений на вершины высотой более 8000 метров был уникален: он побывал на вершинах 11 восьмитысячников из 14, совершал восхождения в одиночку и без кислородных баллонов. Узнав о местонахождении потерявшихся, Анатолий один, несмотря на метель, вышел с кислородным баллоном из лагеря навстречу заблудившимся и спас троих замерзавших — нашел их в метели и ночной темени и по очереди вывел к палаткам. Американский Альпийский клуб присудил А. Букрееву премию имени Дэвида Соулса, которая вручается альпинистам, спасшим в горах людей с риском для собственной жизни.

 

Выбираю жизнь

Американка Элен Келлер родилась в 1880 году здоровым ребенком, однако в результате болезни в возрасте 19 месяцев полностью потеряла зрение и слух. Родители тщетно искали хоть какую-то возможность адаптации дочери в обществе, пока в их семье не появилась Энн Салливан, взявшая на себя нелегкий труд обучения Элен. Девочке к тому времени было почти семь лет, из которых более пяти она провела в темноте и безмолвии, в безуспешных попытках вырваться в жизнь. Приезд Салливан стал началом их совместной с Элен работы, длившейся 49 лет.

Благодаря своему усердию и самоотверженности учительницы Келлер окончила колледж с отличием и стала первым слепоглухим человеком, получившим степень бакалавра. Келлер стала писательницей и политическим деятелем. В 1915 году она (вместе с Джорджем Кесслером) основала международную организацию своего имени. Эта организация занималась изучением зрения, здоровья и правильного питания. Элен поддерживала движение за избирательные права женщин, права рабочих и национальных меньшинств. Келлер и Салливан путешествовали по всему миру, побывали в более чем тридцати странах. Элен лично встречалась с каждым президентом США от Гровера Кливленда до Линдона Джонсона и дружила со многими знаменитостями — Александром Беллом, Чарли Чаплином и Марком Твеном.

Энн Салливан умерла в 1936 году, а Элен Келлер — в 1968, незадолго до своего 88-летия. После смерти учительницы Элен продолжает писать, принимает участие в съемках фильмов, много путешествует. Основа, заложенная ее работой с Энн, позволяет Элен жить полной жизнью и в отсутствие своего хранителя.

В учебнике по общей психологии об этом случае написано: «единственное в своем роде счастливое стечение обстоятельств столкнуло исключительно талантливую учительницу, оказавшуюся в то же время отличной наблюдательницей, описавшей последовательное развитие своей ученицы, с высокоодаренным, почти гениальным ребенком, на котором природа поставила жестокий эксперимент, полностью выключив обе важнейшие области его чувственного опыта».

 

Между жизнью и смертью

Сократ (470/469–399 гг. до н.э.) был обвинен в развращении молодежи, а также в том, что он не признает богов, которых признает город, и вводит других, новых богов. Требуемое наказание — смерть. На суде Сократ сам сознательно и решительно отрицал все пути к спасению и шел навстречу смертному приговору — он считал, что лучше умереть, защищая свои идеи, чем заслужить прощение, отрекаясь от них. После суда друзья уговаривали философа бежать, но он отказался, считая такой поступок ниже своего достоинства.

По-видимому, это один из первых примеров принятия смерти, продиктованного долгом чести. И хотя в размеренной, привычной жизни такие ситуации нам могут показаться нереальными, этот пример был далеко не последним. Можно вспомнить Джордано Бруно, сожженного на костре инквизиторами, но не сломленного: «…Я же не считаю, что меня что-либо может связать, так как убежден, что не хватило бы никаких веревок и сетей, которые смогли бы меня опутать какими бы то ни было узами, даже если бы с ними, так сказать, пришла сама смерть» — так начинается его книга «О героическом энтузиазме», в этой фразе автор предвидит свою судьбу.

Схожий выбор сделал и наш соотечественник Павел Флоренский. В течение 15 лет, с 1918 по 1933 год, он подвергался систематической травле за свою культурную и научную деятельность, не вписывавшуюся в новую идеологию. В 1933 году Флоренский был осужден на 10 лет и отправлен по этапу в БАМЛАГ. Через год члены семьи Павла Александровича добились свидания, на котором передали ему предложение Чехословацкого правительства договориться с правительством СССР о его освобождении. Он ответил решительным отказом, просил прекратить все хлопоты и сказал, что надо быть довольным тем, что есть. В ноябре 1934 года Флоренский был переведен в Соловецкий лагерь, откуда уже не вернулся никогда.

Януш Корчак известен как человек, посвятивший свою жизнь воспитанию детей. В 1910 году он стал директором «Дома сирот» для еврейских детей, в котором планирует воплотить в жизнь свои педагогические идеи. Известны пять заповедей Корчака:

  • Любить ребенка вообще, а не только своего собственного.
  • Наблюдать ребенка.
  • Не давить на ребенка.
  • Быть честным с собой, чтобы быть честным с ребенком.
  • Познать себя, чтобы не воспользоваться преимуществом над беззащитным ребенком.

Во время фашистской оккупации Польши Я. Корчак делал все возможное и невозможное, чтобы уберечь воспитанников от ужасов войны, однако не смог предотвратить перемещение всех своих детей в Варшавское гетто, а затем и в «лагерь смерти» Треблинка. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочел остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.

 

 

You have no rights to post comments