Для чего нам изучать великих ораторов прошлого? Уж конечно не из простого любопытства! Нам интересно, как великие стали великими. Нам интересно, чему мы можем у них научиться.

Вот у Демосфена можно научиться многому, но когда вы узнаете, какой ценой ему досталось его мастерство, вы точно расхотите ему подражать.

 

 

 

 

Демосфен (384-322 гг. до н.э.)

С чего всё начиналось

Демосфен потерял отца очень рано. Тот был зажиточный оружейник и сына вроде бы обеспечил. Но когда тот достиг совершеннолетия и потребовал у опекунов свое состояние, выяснилось, что состояния-то и не осталось — всё украдено и растрачено. Юноша обратился в суд и стал сам выступать на заседаниях как оратор. Но несмотря на неоспоримые вроде бы аргументы процесс затянулся на пять лет. В конце концов, Демосфену достались жалкие крохи, но зато его талант оратора был замечен.

Талант талантом, но в остальном «стартовый капитал» у будущей звезды ораторского искусства был невелик: косноязычен, постоянно подергивает плечом, дыхание короткое, голос слабый... А ведь древние греки были весьма придирчивы к ораторам: оценивалось не только содержание речи, ее аргументированность, умение пользоваться разнообразными приемами, но и поза, мимика, жестикуляция, вплоть до движения пальцев и направления взгляда. Это и понятно: не было другой возможности воздействовать на сограждан кроме как выйти на агору (центральную рыночную площадь) и произнести зажигательную речь. Так что у Демосфена шансов не было.

Вместо шансов судьба наделила его упорством, усердием, невероятной силой воли.

Как он работал над собой

Взяв за образец великого вождя Афин Перикла, мальчик с самых ранних лет стал ему подражать — и в образованности, и в работе над собой, и в способности служить на пользу родным Афинам.

Восемь раз он переписал «Историю Пелопонесских войн» Фукидида, стремясь не только глубоко понять историю, но и брать за пример деяния героев. Для них не было невозможного? Так и для меня тоже не будет!

Косноязычие? Выхожу на берег моря, набираю в рот камешков и черепков и учусь ясно выговаривать слова.

Тихий голос? Говорю, стараясь перекрыть шум волн.

Слабое дыхание? Взбираюсь на окрестные горы, декламируя при этом стихи и стараясь не сбивать дыхание.

Невыразительная мимика? Часами репетирую перед зеркалом.

Смешно вздергивается плечо? Подвешиваю над собой меч, чтобы он колол меня всякий раз, когда плечо по привычке опять выйдет из-под контроля.

Вот такой ценой было завоевано искусство Демосфена. Но зато, овладев им, он действительно послужил на благо города.

Служение словом

Это были времена усиления Македонии — врага Афин и всей Греции. Снова и снова произносил Демосфен пламенные речи (филиппики — это слово с тех вошло в язык), обличая тайные замыслы македонского правителя Филиппа, который силой и хитростью постепенно завоевывал всю Элладу. Своей энергией и благородством, помноженным на мастерство, оратору удалось поднять всю страну на борьбу. Благодарные сограждане даже наградили его золотым венцом — знаком всенародного почета и признания. Увы, силы оказались неравны, впереди ждало македонское завоевание, молодой наследник Филиппа Александр добился изгнания великого оратора, но Демосфен продолжал служить своему полису, и много раз еще золотой венец коснулся его головы... Жизнь его закончилась трагически — он выпил яд, не дожидаясь, когда его схватят и казнят враги.

Чем сильна риторика Демосфена?

Следуя заветам Платона, он наполнял свои речи глубоким смыслом, высказывал в них собственные убеждения — в противовес софистам, которые за деньги могли вещать что угодно.

Следуя учению Аристотеля, он меньше внимания уделял «красивостям», риторическим и поэтическим приемам, а больше — логике, последовательности, точности и ясности изложения, аргументированности.

Над речью работал тщательно и долго, порой засиживаясь по ночам.

Язык его поражал не цветистостью, а величественностью, но при этом простотой и серьезностью; был приятен, сжат, но вместе с тем удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, её чести, её славе и её прошлому.

При этом знаменитые обличительные речи Демосфена были едкими и желчными, за что, по сообщению Плутарха, современники прозвали оратора аргом — змеем (др.-греч. ἀργῆς, «змея»).

Считается, что речей Демосфена, известных в древности, было 65, из них сохранилась 61, но не все достоверно принадлежат ему.

Ну что, не расхотели говорить, как Демосфен?