Человек всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он тростник мыслящий… Постараемся же мыслить достойно: в этом основа нравственности.

Блез Паскаль.

Мудрое, точное, глубокомысленное изречение принадлежит великому литератору и математику одновременно, Блезу Паскалю. Жизнь его, подобно падению звезды, была короткой, но ослепительной. И как звезда дает надежду человеку на исполнение желания, так Паскаль дал надежду человечеству на великое будущее.

 

Блез Паскаль

0
0
0
s2sdefault
vk button
powered by social2s

«Мне скучно, бес…», жалуется пушкинский Фауст своему спутнику Мефистофелю, и получает достаточно развернутый ответ, объясняющий неизбежность скуки… Да, нам скучно, и мы ищем развлечений, чтобы хоть как-то преодолеть ее, сменить это некомфортное состояние на более приятное. Однако, что такое скука, и почему она неприятна нам?

0
0
0
s2sdefault

С самого детства мне хотелось делать всё правило, быть «отличницей», хорошо выглядеть в своих глазах и в глазах других людей.

Я не люблю быть «неправой», ошибаться. В таких случаях некий внутренний судья начинает меня осуждать, корить за проступок. Но другой внутренний голос подсказывает, что не стоит отчаиваться, что это новая ступень. Я задумалась, что ведь и вправду ошибки очень нужны в нашей жизни. Мы не можем научиться ходить, не упав тысячи раз, мы не можем что-то открыть, не попробовав множество вариантов. И, наконец, мы не можем становиться лучше, не познавая собственные слабости и ограничения.

0
0
0
s2sdefault

Борис Стругацкий, один из братьев знаменитого тандема писателей-фантастов Стругацких, немалое место в своих произведениях уделявших вопросам утопического мира, в одном из своих интервью сказал: «Вы думаете, что мы полетели в космос для того, чтобы найти иные формы жизни? Нет, мы полетели в космос для того, чтобы понять, кто мы такие!»

 

 

Карта Утопии Томаса Мора

0
0
0
s2sdefault

«Хочешь быть счастливым, будь им»,— доводилось ли вам слышать такую расхожую фразу? Коучи обычно любят говорить так. Но это выражение звучит вполне и в духе философа тоже. Постараюсь аргументировать эту рекомендацию с философской точки зрения и, по сути, объяснить, как возможно сделать столь важный выбор в жизни.

Я уверена, что счастье ближе к нам, чем может показаться поначалу большинству людей.

0
0
0
s2sdefault

Ну что, попробуем еще раз забросить невод в мутное море пандемии и посмотреть, что он принесет. Кто только ни пытался уже это сделать, и к каким только выводам ни приходил в результате — от строго научных до сурово конспирологических. Но понять-то все равно хочется! Ведь каждый мало-мальски мыслящий человек видит, что все это не случайно и для чего-то нужно.

0
0
0
s2sdefault

Помните диалог прокуратора и Иешуа о Марке Крысобое, которого Иешуа назвал добрым человеком? Необычная мысль эта поразила прокуратора, настолько не соответствовало это понятной ему реальности. Меня эта мысль тоже удивила, и с первого, давнего прочтения «Мастера и Маргариты» время от времени всплывает и заставляет задуматься.

Вот и сейчас связалась она с одной из идей Платона из диалога «Государства»:

0
0
0
s2sdefault

Время, в которое мы живем, неожиданно поставило всех нас перед вопросом о том, что такое «быть наедине с собой», как подружиться, наладить контакт с самим собой?

Сегодня утром, посмотрев на свой книжный шкаф, я остановил взгляд на двух книгах, которые стояли рядом, и в которых я не раз находил ответы на самые заковыристые вопросы жизни. Луций Анней Сенека «Нравственные письма к Луцилию» и «Винни Пух и все-все-все» Алана Милна.

0
0
0
s2sdefault

Многие философы считали, что подлинное счастье состоит в постижении мудрости. Само слово «философия» — «любовь к мудрости» — тому подтверждение. Чем ближе человек к ней, тем больше он знает самого себя, других людей и законы, которые управляют миром. И, следовательно, понимает свое место в этом мире, и то, что следует делать.

Меня удивило, какой недостаток стоики, одна из античных философских школ, считали самым страшным, делающим нас несчастными. Они дали ему такое имя — amathia. Или дословно «не-обучение». Современный философ-стоик Массимо Пильюччи в своей книге «Как быть стоиком», возможно с иронией, перевел это как антизнаниеантимудрость.

0
0
0
s2sdefault

Слух для звука, глаз для света, даже с чувством прекрасного яснее — для гармонии и пропорций, а что я чувствую чувством юмора? А что-то ведь чувствую, когда смеюсь в ответ на шутку. Один очень мудрый человек сказал, что человека от животного отличают два качества: чувство священного и чувство юмора. Возможно, в этой двойственности вся трагикомедия человеческой жизни, разорванной между чем-то священным, вечным, великим, даже величественным, реальным, важным, и мелким, иллюзорным, преходящим, профанным. Одно — трагическое, другое — комическое. Исследователи гелотологи (есть такая смешная наука) говорят, о чувстве юмора, как чувстве комического — ощущении несоотвествия, парадокса. Комическое — то, над чем я поднялся, потерявшее (или не обретшее) для меня важность и силу, то, к чему я равнодушен; смехом я отделяю себя от того, над чем смеюсь. По сути, в чувстве юмора — великая сила освобождения от того, что давит и тревожит меня. Смеясь, я расстаюсь со своими недостатками, страхами, преодолеваю опасности и трудности. Хороший пример — «черный» юмор — я смеюсь над смертью и она теряет (хотя бы на минуту) свою пугающую стать. Сегодня тысячи мемов о коронакризисе, карантикулах и т.п. — способ не сойти с ума и не быть раздавленным происходящим.

0
0
0
s2sdefault