Готовлюсь к лекции, вникаю в суть четырёх мужских архетипов. Каждый — тема для размышления и самонаблюдения, самоанализа, ведь речь не о чём-то абстрактном и далёком, а моём внутреннем мире, ответе на вопрос: «кто я?». Задумался над архетипом Правителя. В обыденном смысле Правитель — тот, кто правит, т. е. распоряжается другими людьми, другие значения ещё суровее: владыка, властелин — тот, кто властвует, владеет, обладает. Конечно, Архетип влияет или даже определяет моё место и роль в мире, но не столь прямолинейно — архетип Правителя не гарантирует статуса начальника, директора и т. п. Архетип выражается не в месте работы, специальности или профессии, скорее, в особом отношении и подходе к миру, людям, себе самому. Поэтому хочется заглянуть вглубь: в чем же суть архетипа Правителя…

Конфуций говорил: «Правление есть исправление. Кто же посмеет не исправиться, когда исправитесь вы сами?», и это дает гораздо более глубокий смысл — близкий к понятию Отец (в традиции два этих понятия связывались). Тогда, возможно, архетип Правителя — Отца выражается не в распоряжении или властвовании, а в заботе о тех, кто рядом. Философский смысл правления — в духовном пути, который люди проходят вместе и вслед за своим правителем; пробуждение этого архетипа проявляется в работе над собой, чтобы проторить путь остальным, и быть способным помочь им его пройти. Масштабы вторичны; мне кажется, здесь можно говорить о педагоге и наставнике в самом глубоком смысле слова — человеке, который учится сам, и может передать свой опыт другим. И если говорить о его движущих силах, то это не амбиции, свойственные личностной Тени, а любовь и сострадание, свойственные тому, кого Юнг называл «Великим человеком» внутри нас.

0
0
0
s2sdefault
vk button
powered by social2s

Один мой друг любит шутить, что мудрость приходит с возрастом… но иногда возраст приходит один. Понятно, возраст и мудрость, даже возраст и взрослость, зрелость — вовсе не синонимы, можно быть инфантильным и в 30, и в 40. Вопрос в критериях зрелости.

Понятно, можно говорить о зрелости, как о самостоятельности, как способности зарабатывать самому себе на жизнь и т.п. И это уже немало, однако, хочется копнуть глубже, и тогда, возможно, надо говорить не о зрелости, как окончательном состоянии, а, скорее, о пути к зрелости. Если в природе зрелость — это максимальное проявление всего заложенного, например, в плоде — представьте себе спелое яблоко (а это еще и зерна будущего), то в нашей жизни очень трудно определить свой максимум; мы идем к нему, но когда достигнем его… кто знает. Это путь.

А что же созревает во мне, будто зерна внутри плода? Глубинная психология и близкая ей по духу сказкотерапия говорят об архетипах, лежащих в основе нашего духовного развития — созревания. Сказкотерапевты выделяют 7 архетипов, но на лекции о  «Мужских архетипах», к которой я сейчас готовлюсь, мы выделим только 4 наиболее фундаментальных. И в отличие от яблони, мой путь к зрелости не может быть бессознательным. Эти архетипы, идеи или идеалы необходимо осмыслить, оживить своими чувствами и эмоциями, и реализовать в конкретных шагах, соединив тем самым размышления, внутреннее чувство и интуицию с одной стороны и  «чисто конкретную» повседневную жизнь — с другой. Вот только тогда, думаю, моя жизнь приобретет вкус, вкус зрелости.

0
0
0
s2sdefault

Готовлюсь к лекции «Мужские архетипы в мифах и жизни». Одна из проблем, которая привела к выбору темы — ответственность мужчины, его обязательства, долг… и другие не менее страшные понятия, не современные и не популярные.

0
0
0
s2sdefault

С ним ты можешь говорить о чем угодно. Он примет все и никогда не осудит. Запомнит все самое лучшее, но и трудные моменты тоже. Никогда не станет критиковать. Если захочешь — расскажет, что изменилось в тебе самом за короткое или длительное время. Всегда, когда тебе нужно, окажется рядом. Говорить с ним можно бесконечно. Он откроет тебе забытые тайны твоего сердца. И никогда не устанет, не будет перебивать и спорить. Потому что, хотя умеет говорить, он — само безмолвие.

0
0
0
s2sdefault

Изучаем Платона. Он пишет о том, что обычно человек видит множество прекрасных форм, а философ видит единое Прекрасное, Красоту, проявляющуюся во множестве форм. Мысль очень интересная, но, к сожалению, очень трудно реализуемая на практике, так как мне, например, не понятно, как это — видеть «прекрасное само по себе». Возможно, потому что это требует такой высоты, такого внутреннего подъёма, «случается» который крайне редко. Однако наблюдая за собой, я заметил интересную вещь. Вопрос в том, как я вижу людей, точнее, кого я вижу, глядя на человека.

В будничной суете, занимаясь тем или иным делом, я вижу кого-то в той или иной степени связанного с этим делом: пассажиров в автобусе, особенно «загораживающих-мне-проход», «толкающих-меня-своим-рюкзаком-который-нормальные-люди-снимают-при-входе» и т.п. В магазине я вижу «очень-медленных-кассиров», «накупивших-целую-тележку-ну-это-просто-на-полчаса». На уроке я могу увидеть «ну-какой-то-я-ему-уже-три-раза-объяснил-а-он-совсем-ничего-не-понимает» и так далее, в бесконечном разнообразии масок… не тех масок, за которыми человек прячет себя от меня, а теми, за которыми я прячу его от себя. Наверное, проблема шире — начальники видят кругом подчиненных, мужчины — женщин, опасливые — подозрительных… Думаю, вы тоже видели «да-все-они-таких».

Трудно увидеть человека, надо остановиться (хотя бы внутренне), надо всмотреться.

0
0
0
s2sdefault

Готовлю небольшой практикум по теме «Выбор». Очень странная, мне казалось, тема для практикума, так как это происходит где-то внутри, почти несознаваемо и спонтанно; но чем глубже я вникал в тему, теснее связывались различные идеи, мысли, услышанное, прочитанное и, самое главное, прожитое в одно целое, и более всего поражала глобальность этой темы. От невыразимо древней Бхагавадгиты, до текстов Сартра — это одна из центральных тем. И понятно, чем более бессознателен этот процесс, тем более необходимо изучить и осознать его.

0
0
0
s2sdefault

Существуют два твердых убеждения, с которыми, по моим наблюдениям, большинство людей приходит на занятия в нашу философскую школу. Что каждому человеку необходимо развиваться, совершенствоваться и что развитие заключается в приобретении новых знаний. И хотя на первый взгляд все это может показаться очевидным, то чем дальше, тем больше мне оно таковым не кажется.

0
0
0
s2sdefault

Недавно попалась на глаза буддийская притча: Один ученик попросил Будду:

— Вырази кратко, с чем сравнимо твое учение? Будда ответил:

— Смотри на этот лес. Как он открыт! Ничего не спрятано. Я также открыт, как этот лес.

Он показал кулак и сказал:

— Сейчас мой кулак закрыт, ты не сможешь увидеть листья, которые в нем.
Потом Будда открыл свою руку, листья упали, и он сказал:

— Но рука Будды не похожа на кулак, она открыта, и если ты чего-то не понимаешь, то причина — в тебе.

0
0
0
s2sdefault

У нас в философской школе есть традиция: перед наступлением Нового года каждый пишет письмо. Потом запечатывает конверт и кладет в маленький сундучок, чтобы открыть через год. В этом письме — итоги года, желания, пожелания… все, что хочется написать себе самому, человеку будущего, пусть и не далекого.

Проходит рождественский период, праздники остаются позади. Жизнь переключает на другие заботы и дела. Забываешь иногда не только то, что сам себе писал, но и о самом факте существования этого письма. Но традиция — великая вещь: воспоминания возвращаются через год в ответ на первый снег, на знаки приближающегося Рождества. Начинаешь ждать открытия сундучка с посланиями — а вдруг за год изменилось многое, и, конечно же, к лучшему?

0
0
0
s2sdefault

В разных древних текстах, например, индийских или христианских можно встретить одну интересную идею — второго рождения. В Индии говорят о дваждырожденных браминах, а в Евангелии Христос говорит о втором «рождении свыше». Сократ говорил, что он — «повивальная бабка» для рождающихся душ. Наверное, можно найти и другие упоминания этого удивительного процесса. Понятно, что речь идет не о физическом рождении, которое уже состоялось, а о неком «духовном рождении». И тут нам, конечно, все вроде бы понятно, кроме одного — что все это означает?

0
0
0
s2sdefault