Все мы вроде стремимся к истине, или, по крайней мере, мы так про себя думаем. Ну а если не стремимся, все равно, правду-то знать хотим, кто же не хочет...

Однако несколько дней назад я снова готовился к занятию по Бхагавадгите, и снова думал о проблеме выбора и других проблемах, которые она поднимает. Меня поражает уже очень давно, что Гита переводит проблему познания из области «теории» в область «практики», т. е. познание чего-либо — не столько следствие чтения, слушания или других форм изучения, сколько следствие морального выбора.

0
0
0
s2sdefault
vk button
powered by social2s

Природа приглашает нас в Осень, чтобы мы могли еще раз заглянуть внутрь себя, подобно тому, как мы чувствуем, что это происходит в растительном и животном царствах: постепенно сокращается световой день и приближается триумф ночи в дни, предшествующие зимнему солнцестоянию. Мы, люди, далекие от природных ритмов, вооруженные всевозможными устройствами и приспособлениями, тоскуем по безыскусной жизни, подчиненной происходящим вокруг нас изменениям, которые диктует положение звезд и долгое путешествие нашей планеты вокруг Солнца.

Пришло время упражняться в поиске глубины, восстать против царства поверхностности, против господства внешних проявлений, против рабства потребления, которое ввергает нас в вечное смятение из-за наших привязанностей и капризов. Философия сопровождает нас в поисках смысла вещей и предлагает нам идти дальше вглубь, не опасаясь при этом замешательства, которое порой возникает, когда мы не получаем все ответы на наши вопросы. 

Отрывок из Мигеля де Унамуно может послужить вдохновением в этом приключении в нашей внутренней жизни:

«Сфокусируйся, чтобы излучать, наполнись, чтобы, затем переполнившись, источник бил ключом. Обратись к самому себе, чтобы целиком и безраздельно отдавать лучшее другим. «Я отдаю, когда у меня есть», — говорит щедрый. «Я отдаю, когда я есть», — говорит герой. «Я отдаю самого себя»,  — говорит святой. И ты, отдавая себя самого, скажи вместе с ним: «Я отдаю вместе с собой всю Вселенную». А для этого тебе нужно стать Вселенной, отыщи ее внутри себя. Вперед!»

Мудрые слова помогут направить наши размышления в задумчивые осенние вечера.

(перевод с Испанского)

0
0
0
s2sdefault

Существует один стереотип, с которым мы часто сталкиваемся на занятиях и который не так легко преодолеть. Он касается гипотетического унижения человека. В том или ином контексте от разных людей достаточно часто приходится слышать это в одном из следующих вариантов:
- Как реагировать, если тебя унизили?
- Тяжело работать, когда тебя унижают
- Как бороться с унижением?
- Он (она) унижает мое человеческое достоинство
- Как преодолеть унижение?

Чтобы не спешить с выводами, нужно вначале разобраться с тем, что, собственно, во всех этих ситуациях «унижается», страдает, становится меньше и т. п. Достоинство? Давайте посмотрим.

0
0
0
s2sdefault
Дверь в будущее

Каждый раз, когда мы переходим из одного года в другой, нам кажется, что открывается новая страница нашей жизни, что на ней можно написать что-то получше прошлогоднего, учесть ошибки уходящего года и те замыслы, которые жили в нас в самом его начале. Но что это будет? Каким оно должно быть? Очень сложно бывает запустить в себе процесс размышлений о себе, о своем будущем. И все продолжает течь, как текло, превращаясь иногда в дурную бесконечность.

Чтобы накануне нового года еще одна возможность не прошла мимо, я предлагаю вам один метод.

0
0
0
s2sdefault
Нужны ли нам праздники?

Подлинные чудеса не шумны. И самые важные события очень просты.

Экзюпери

Чем ближе Новый год, тем чаще звучит вопрос: «А что ты чувствуешь? Неужели веришь в волшебство, как в детстве?» «Да, — уверенно отвечаю я, — для меня это самое волшебное время года!»

Нужны ли нам праздники? Не те праздники, которые имеют исторический смысл (они нам нужны для памяти), а те, которые отмечают течение времени, переходные рубежи — Новый год и дни рождения? Нужны ли нам дни, когда мы можем остановиться и ..?

Вот тут-то и начинается самое интересное. Мы воспринимаем праздники прежде всего как выходные, когда можно поехать куда-то, прервать череду будней, ярко провести время. А кто-то вообще не любит праздники и старается в это время еще поработать.

0
0
0
s2sdefault
Не забыл ли я себя

Сегодня становится модно жаловаться на отсутствие памяти. Мы забываем о встрече, о намеченном деле, забываем предупредить, забываем даты, телефоны, информацию, которую нам передали. Иногда на следующий день после просмотра фильма или прочтения книги мы уже не можем вспомнить подробности сюжета, а только общее впечатление. При этом мы и забывать правильно не умеем. Не можем забыть обиду, неприятное происшествие, чьи-то случайные слова.

Начиная с Платона, философы придавали понятию память большое значение и говорили о важности правильного запоминания и забывания. И это то, чему можно учиться.

Память — это очень сложный процесс, в котором принимают участие и восприятие, и внимание, и мышление, и воображение, и воля. Лучше всего мы запоминаем то, что нам интересно, важно, то, на что направлено наше внимание, то, чему мы придали смысл, то, что мы связали с помощью ассоциаций со своим прошлым опытом. И тренировка памяти тесно связано с тренировкой внимания, умения заинтересоваться, умения мыслить, выделять главное, создавать ассоциативные связи и т.д.

0
0
0
s2sdefault
Философия наглядно. Три Чертога

В книге «Голос Безмолвия», являющейся, по словам Е. П. Блаватской, фрагментом древней добуддийской «Книги Золотых Правил», содержится символическое описание пути внутреннего становления ученика. Это становление, в том числе, подразумевает прохождение трех важных этапов, трех Чертогов, как они названы в «Голосе Безмолвия»:

0
0
0
s2sdefault

Клеши — одно из фундаментальных понятий в буддийской теории сознания, означающее те основные склонности, пристрастия и предрасположенности, характеризующие эго человека, которые заставляют совершать неблаговидные поступки, говорить грубо и лживо, испытывать зависть, ненависть, думать только о себе. Главными, базовыми аффектами, приводящими в движение Колесо сансары, являются неведение, привязанность и гнев.

0
0
0
s2sdefault

Хорошо помню тот момент, когда я впервые удивилась тому, что вообще живу. Мне было шесть, и я отчетливо помню место, где это случилось (наверное, потому, что это было важно для меня). С тех пор меня, конечно, многое удивляло. Например, необычные жизненные повороты — неожиданные на первый взгляд, которые приводили к важным встречам, изменившим мою жизнь. Люди — те, которых я встречаю в своей реальной жизни или о которых читала. Конечно, книги, фильмы, музыка, которые открывают мне что-то новое о самой себе. Но, например, еще и первое цветущее дерево, которое встречается мне весной. Или вот буквально сегодня: яркое-яркое солнце после бури — огромный солнечный диск, внезапно заливший светом всю улицу.

Конечно, факт удивления сам по себе — это еще не философия. Но, как говорит Аристотель, удивление заставляет нас размышлять, познавать мир, а это единственное занятие, которое не приносит нам никакой видимой пользы и поэтому является единственно свободным.

0
0
0
s2sdefault

Французский профессор, доктор философии Пьер Адо утверждает, что философию нельзя разделить на теорию и практику. В ней вообще нет теории, есть только практика как постоянное духовное упражнение. «Упражнением, - говорит он, - является вся философия, как обучающая речь, так и внутренняя речь, направляющая ваше действие» (2, с. 141).

Утверждение это ошарашивает! Мы совсем не привыкли так думать о философии! Мы привыкли, что философы говорят «философские речи», но их-то как раз Пьер Адо и не считает собственно философией. И все-таки он утверждает, что есть такой способ говорить, когда «теоретическое изложение имеет ценность духовного упражнения» (2, с. 143). Как это возможно?

Конечно, в поисках ответа на этот вопрос лучше читать книги самого Пьера Адо («Философия как способ жить», «Духовные упражнения и античная философия»). А эта статья представляет собой одно из духовных упражнений, которое Пьер Адо назвал «объяснением собственно философских текстов». Цель его состоит в таком изучении предмета, на котором была сфокусирована мысль философа, чтобы этот предмет стал нашим собственным образом мысли. И если это удастся мне, то и для вас чтение этой статьи может стать духовным упражнением настолько, насколько хватит сил сформировать и утвердить в себе взгляд на философию как на духовное упражнение.

0
0
0
s2sdefault