Собирать домашние библиотеки стало модно еще в Средние века, эту роскошь могли себе позволить короли, рыцари, бароны и состоятельные горожане. В эпоху Возрождения появились даже коллекционеры, для которых приобретение книг стало смыслом жизни. Некоторые с помощью книг желали прославиться, повысить свой статус. Они покупали книги наряду с парадным оружием, охотничьими трофеями, вазами, картинами, статуями, гобеленами. Но в погоне за обладанием книгой человек терял саму книгу. Об этом очень ярко писал Петрарка в диалоге «О множестве книг». Для самого поэта книги были живыми существами. Он беседовал с ними, задавал им вопросы, им же отвечал, радовался, сердился, смеялся вместе с ними. Известно, что у Петрарки был любимый томик Вергилия, с которым он не расставался всю жизнь. А еще один римский поэт — Овидий — стал душевным спутником Пушкина в его южной ссылке. Оставшись без друзей-единомышленников, испытывая жесточайшую тоску, Пушкин не разлучался с книгой. Тень Назона была ему ближе, чем все чиновники и офицеры, в обществе которых он каждый день находился.


В конце XIV — начале XV века в Европе для каждого образованного человека стало обязательным иметь studiolo. Studiolo — это своего рода «домашняя келья», место для размышлений, познания себя и мира. Оно совмещало функции домашнего кабинета и библиотеки. Важным стало то, чем человек наполняет свой внутренний мир, ведь от этого зависит и его душевное здоровье, и его судьба. Антонфранческо Дони, писатель-гуманист эпохи Возрождения, сделал героем одной своей новеллы римского философа Сенеку, который так говорит собеседнику: «Какими бы ты личными или общими делами ни занимался, всегда оставляй для себя, по крайней мере, три часа между днем и ночью, чтобы подумать о самом себе и о своей жизниѕ Каждый должен иметь такую комнатуѕ в которой должны были бы находиться его книги, его писания и другие вещи по его вкусу. Такая комната будет советчиком его и убежищем его тайных мыслей, и особенно хорошо сделает он все то, что раз десять обдумает в этой комнате, прежде чем вынести из нее свое решение».
Сегодня не каждый может обустроить себе отдельный кабинет, но studiolo может стать и маленький уголок в комнате, с особым местом для самых-самых книг, чтобы они всегда были под рукой. Ведь не только мы, но и книги тоскуют по нам, если долго без дела стоят на полке... И может, у нас найдется не три часа, как советует Дони, а хотя бы 15 минут вечером, чтобы открыть любимый томик и вновь услышать голоса тех, кто стремился передать нам опыт своей души.


You have no rights to post comments