Стремление к познанию и совершенствованию самого себя, как кажется, заложено в самой природе человека. Мы чувствуем, что можем быть лучше, испытываем потребность в этом и ищем любые возможности для самосовершенствования. Вот только далеко не всегда ясно понимаем, что это означает по сути: что конкретно в нас должно стать лучше?

Чаще всего самосовершенствование и личностный рост понимаются как приобретение новых знаний и навыков. Разные курсы и тренинги сегодня предоставляют для этого огромные возможности. Можно улучшить свою память, речь, скорость чтения, ораторское мастерство, организованность, способность ставить цели и не тратить время зря. Можно получить знания по любому интересующему вас предмету от общей истории до жизненного цикла звезд и галактик.

Станете ли вы от этого лучше? Вырастет ли ваша личность?

Что-то точно вырастет. Помнится, в советское время был популярен анекдот о первом полете суперсовременного пассажирского самолета. Перед стартом стюардесса рассказывала, что теперь есть на борту: бар, ресторан, прогулочная палуба и даже бассейн. А заканчивала свою речь следующей фразой: «Теперь мы просим вас пристегнуть ремни и попытаемся со всем этим добром как-нибудь взлететь».

Действительно, не всякое «добро» на борту способствует полету. Что-то может играть и прямо противоположную роль, утяжеляя наш «самолет» (нашу личность), делая его менее динамичным и пригодным к полету.

Более ясно и отчетливо эта мысль выражена в буддийской философии, где основным препятствием для личностного роста является отягощенность, омраченность ума. В буддизме ум считается изначально чистым, но загрязненным, омраченным множеством заблуждений, развившихся за время существования человека. В основе всех этих заблуждений и даже пороков лежат три основных омрачения: невежество, алчность и гнев.

Считается, что человек все равно может развить свою личность, стать лучше благодаря последовательному очищению своего ума от омрачений. Эта концепция нашла свое отражение в знаменитом буддийском сюжете «Ум на стезе шаматхи»:

 

Ум на стезе шаматхи

Ум изображен в виде слона, поднимающегося в гору. Изначально слон грязный, черный. Но в процессе подъема он постепенно светлеет, очищается, возвращая изначальную чистоту.

Как корабль во время плавания, обрастая ракушками, теряет подвижность и скорость движения и нуждается очищении, так и наш ум за время нашего существования загрязняется всевозможными ложными воззрениями и теряет свою изначальную природу. И под самосовершенствованием, личностным ростом в этом смысле понимается не приобретение новых качеств, а возвращение уму его изначально светоносной природы.

Интересно, что подобное представление о личностном росте было присуще не только буддийской философии. На Западе Платон, например, говорил о познании не как об узнавании чего-то нового, а как о «припоминании» того, что душа уже знала, но забыла вследствие неправедного поведения. Но она может вспомнить, если ей начать задавать правильные вопросы.

Сегодня подобное понимание личностного роста тоже имеет место. Например, именно оно легло в основу курса «Философия для жизни. От теории к практике», не просто знакомящего слушателей с мировым философским наследием, но и помогающего разбудить в душе самих слушателей те качества и потенциалы, которые необходимы для их собственного внутреннего роста.

You have no rights to post comments