Многие философы считали, что подлинное счастье состоит в постижении мудрости. Само слово «философия» — «любовь к мудрости» — тому подтверждение. Чем ближе человек к ней, тем больше он знает самого себя, других людей и законы, которые управляют миром. И, следовательно, понимает свое место в этом мире, и то, что следует делать.

Меня удивило, какой недостаток стоики, одна из античных философских школ, считали самым страшным, делающим нас несчастными. Они дали ему такое имя — amathia. Или дословно «не-обучение». Современный философ-стоик Массимо Пильюччи в своей книге «Как быть стоиком», возможно с иронией, перевел это как антизнаниеантимудрость.

Стоики считают, что страшно не столько незнание чего-либо, сколько отсутствие стремления к обучению, к тому, чтобы принять что-то новое. И именно это — корень всех наших недостатков. Человек с развитой amathia невосприимчив к разумным аргументам другого. У него сложности с проявлением эмпатии, поскольку он не может поставить себя на место другого. И дело не в интеллектуальных способностях, а в нежелании, отказе думать иначе.

Удивительно, что подобную идею мы встречаем и у Конфуция, жившего совсем в ином месте и времени:

Учитель сказал:
 Ю, слышал ли ты в шести фразах о шести пороках?
[Цзы‑лу] ответил:
 Нет.
Учитель сказал:
 Садись! Я расскажу тебе. Любить человеколюбие и не любить учиться. Порок в том, что это ведет к тупости. Любить мудрость и не любить учиться. Порок в том, что это ведет к тому, что человек разбрасывается. Любить правдивость и не любить учиться. Порок в том, что это ведет к нанесению ущерба самому себе. Любить прямоту и не любить учиться. Порок в том, что это ведет к грубости. Любить мужество и не любить учиться. Порок в том, что это ведет к смутьянству. Любить твердость и не любить учиться. Порок в том, что это ведет к сумасбродству.

Конфуций в «Лунь Юй» говорит об антимудрости немного с другой стороны. Мои достоинства со временем, незаметно становятся недостатками, если я не люблю учиться, если не проявляю усилие.

Давайте проверим:

  • Я скромный, но не люблю учиться. Скорее всего, со временем я не буду брать на себя никакую ответственность, стану нерешительным.
  • Я креативный, но не люблю учиться. Мои идеи, возможно, не будут реализовываться, а будут оставаться фантазиями, далекими от того, что действительно нужно людям, миру.
  • Я убежденный, но не люблю учиться. Эх, так вскоре стану фанатиком.

Можете сами продолжить это философское упражнение в духе Конфуция или стоиков, если угодно. Мне, кажется, оно позволит лучше узнать самого себя.

И чему по большому счету учит философия? Учит учиться. В самом полном смысле этого слова. Учиться, не просто накапливая знания, впечатления, умения. А учиться проявлять лучшее в себе, каждый раз чуть больше, чем обычно. И какое самое хорошее время для такой учебы? Сейчас.

You have no rights to post comments