На побережье Адриатики в Хорватии есть города, исторический центр которых уместился бы на ладони. Но на этом небольшом пространстве не просто соседствуют Рим и Греция, античность и средневековье, готика и барокко, древность и современность. Они сливаются, соединяются, и совсем рядом можно увидеть знаки разных времен.

В перистиле (открытом центральном дворе) дворца Диоклетиана соседствуют античная колоннада, втиснутые в нее средневековые дома и храм, превращенный из мавзолея Диоклетиана в собор святого Дуэ. И на все эти исторические зигзаги невозмутимо взирает сфинкс — один из четырех, вывезенных императором для своего дворца из Египта перед последним пожаром знаменитой Александрийской библиотеки.

Сплит, один из старейших городов Далмации, был основан в 305 году — именно в это время здесь был построен дворец римского императора Диоклетиана, местного уроженца. Добровольно отказавшись от престола (небывалое дело!), император удалился сюда на покой.
За свою историю город был и под римским, и под византийским владычеством, на разное время оказывался в руках Венеции и Австрии, Венгрии и Франции… Но при всем напластовании культур жемчужиной Сплита остается дворец Диокле­тиана. До сих пор его очертания ясно видны в старом городе, в античные стены встроены средневековые дома, а фундаменты римских храмов служат основанием домов нынешних горожан.

История Задара, столицы Северной Далмации, тоже уходит корнями в римское прошлое. В I веке до н.э. город назывался Ядера. С тех пор он, как и другие адриатические города, сменил много «хозяев» и видел много войн. Только в 1947 году он официально стал югославским.

Крылатый лев Святого Марка — геральдический символ Венеции и памятник владычества этой морской республики. Его можно увидеть на многих зданиях Задара. Он охраняет и городские ворота, возведенные в 1543 г. Во время войн раскрытую книгу в лапах льва заменяли закрытой книгой или мечом.

Церковь св. Доната возведена на руинах римского дворца на бывшем форуме. Византийскому стилю ее архитектуры ничуть не мешают изображения мифических созданий на стенах и античные элементы, а в ее фундаменте видны части римских колонн. Сама территория вокруг церкви раньше считалась священной, а ее покровителями были Юпитер, Юнона и Минерва.

 

Пула, столица полуострова Истрия, еще древнее: она стала одной из первых греческих колоний на севере Адриатики. Долгое время город был в большей степени римским, а потом итальянским, чем славянским, и памятников античности здесь осталось великое множество.

Древнеримский амфитеатр в Пуле был построен в I веке и считался одним из шести крупнейших в империи. Вырос он на месте греческого театра, а в Средние века служил ареной для рыцарских турниров. Со зрительских мест открывается вид на море. Сегодня он не очень впечатляет из-за перегородивших залив сооружений порта, но как чудесен, должно быть, был в древние времена — греки умели выбирать особенные места для своих театров!

Триумфальная арка Сергиев (Золотые ворота) была возведена в 27 году до н.э. Улочка, начинающаяся от арки, ведет на бывший римский форум — теперь площадь с городской ратушей, храмом Августа и уютными уличными кафе. И вот уже две тысячи лет всех, кто проходит под аркой, встречает орел, держащий в когтях змею, символ победы духа, добра над всем злым, темным.

В Пуле сохранился храм Августа, императора, который больше всего почитал Конкордию, богиню согласия. Разрешение на строительство дал он сам по просьбе граждан Пулы. Храм был посвящен богине Роме, олицетворявшей римскую государственность, и Августу. Здание пережило разные времена, а сейчас в нем музей античной скульптуры.

 

Ратуша и храм Дианы
На месте нынешней ратуши (1296) когда-то возвышались храм Геркулеса, покровителя римской Пулы, и храм Дианы, близнец храма Августа. Храм Геркулеса, бывший главным, не сохранился. А вот храм Дианы... строители не стали разрушать часть его стен, а включили их в строящееся здание ратуши. Позднее античный фасад заботливо укрепили, и теперь древние камни храма Дианы можно разглядеть в средневековой постройке. Передний фасад ратуши сегодня украшают средневековые гербы родовых фамилий: гора как символ восхождения, звезда над морем, летящий с небес феникс... Имена людей, которые выбирали себе такие гербы, неизвестны, но они рассказали о себе самое главное: во что верили и за что сражались.

 

You have no rights to post comments