Москва новогодняя — совсем особенная. Торжественная и нарядная, разгульная и задумчивая — она, как всегда, разная. Потому что она — Москва.

ДЕД МОРОЗ ВАСНЕЦОВ
Зимний вечер. Гостиная в доме Саввы Ивановича Мамонтова. Горят свечи, звучит музыка, оживленные голоса: идет генеральная репетиция «Снегурочки» Островского. Режиссер-постановщик — сам хозяин дома. В спектакле участвуют члены семьи и талантливая творческая молодежь: Поленов, Репин, Коровин, Врубель... На роль Деда Мороза Савва Иванович назначил Виктора Васнецова.


«Это было перед Рождеством, и решено было поставить ЧСнегурочку“. Нужны, конечно, декорации, рисунки костюмов и проч. Савва Иванович обратился ко мне, да, кроме того, под его вдохновляющим деспотизмом я должен был играть Деда Мороза. Что тут делать? Никогда ни на какой сцене я не игрывал — декорации и костюмы еще куда бы ни шло. Отнекиваться не полагалось, да как-то стыдно было. Ну, и играл Деда Мороза, и играл не один раз! После Мороза-то с тех пор, конечно, на сцену ни ногой.
...Рисунки одобрены, Савва Иванович весело подбадривает, энергия растет. Собственными руками написал я четыре декорации: Пролог, Берендеев посад, Берендееву палату и Ярилину долину. Писал я их опять и понятия не имевший, как пишутся декорации. До часу или до двух ночи бывало пишешь и водишь широкой малярной кистью по холсту, разостланному на полу, и сам не знаешь, что выйдет. Поднимешь холст, а Савва Иванович уже тут, взглянет явным соколиным оком, скажет бодро, одушевленно: ЧА хорошо!“. Посмотришь, и впрямь как будто хорошо. И как это удавалось — не поймешь. Должно быть, его же колдовством.
ЧСнегурочка“ удалась нам вполне. Царя Берендея играл даже сам Савва Иванович, и ставилась она у нас раза четыре... Кто видели, а особенно играли, те нашу ЧСнегурочку“, я думаю, никогда не забудут!» (из воспоминаний В.М. Васнецова).



МОСКОВСКИЕ ФЕЙЕРВЕРКИ
Фейерверки устраивались в Москве с начала XVII века, но особенно распространились при Петре I, который с 17 лет питал к ним большое пристрастие, лично изготавливал фейерверочные фигуры и с участием окружающих сжигал их ради развлечения. Позднее в Канцелярии главной артиллерии и фортификации существовала даже специальная лаборатория, занятая изготовлением фейерверочных огней. Огни были самые разные: «верховые» — летящие, «водяные» — плавающие, «низовые» — наземные ракеты, фонтаны, колеса, шутихи, свечи и многое другое. Предметом особого внимания была не только форма, но и цвет огней. В сочетании цветных огненных столбов, красных, зеленых и синих звезд  возникала поистине живописная картина.
Существенную часть световой композиции составляла иллюминация: щиты-транспаранты с аллегорическими изображениями и фигурами, фигуры-фонари, обтянутые промасленным холстом, с картинами на стенах и источниками света внутри, беседки, арки, обелиски, статуи, украшенные плошками с горящим салом...
А вот каким фейерверком встречала Москва 1749 год. Фейерверк изображал ворота. «У ворот, — написано в старинной брошюре, — сидит Москва в виде женщины в городской короне, на щит древнего герба опершись; смотрит на солнце и указывает рукою на город. Другою рукою ударяет себя в грудь Чв веселии трепещущую...“ С правой руки восходит год под образом младенца».



НОВЫЙ НОВЫЙ ГОД
Москва испокон веков славилась праздниками: их здесь любили и умели устраивать. Неудивительно, что и местом рождения новогоднего праздника, самого любимого в России, стала Москва.
«Год 7208-й не окончился, начался 1700 год», — рассказывает в записке «О торжестве, бывшем в Москве в 1700 году» сподвижник Петра I по книжному делу Федор Поликарпов. 7208 год от сотворения мира на Руси оказался на удивление коротким: всего три месяца. Дело в том, что именно с этого года византийское летоисчисление было заменено на летоисчисление от Рождества Христова (как это было принято в Западной Европе) — «лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах».
Впервые Новый год русские люди должны были отмечать не 1 сентября, а 1 января. Указ Петра предписывал: «по большим дорогам и проезжим знатным улицам, знатным людям и у домов нарочитым духовного и мирского чину перед вороты учинить некоторые украшения из дерев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковые сделаны на Гостином дворе...»
Федор Поликарпов рассказывает, что по случаю этого торжества была литургия в Успенском соборе, троекратная пушечная стрельба и фейерверк на Красной площади, а «в знатных местах заделаны были ворота наподобие Триумфальных, украшенные иллюминациями с разными эмблемами и символами, среди которых чаще всего встречался «Янус двуглавый».


ЛЮБОВЬ МОЯ — ТВЕРСКАЯ
Не «Тверская улица» — просто Тверская. Много значит она для москвичей! Праздничные иллюминации в детстве, торжественные ухоженные здания, нарядные люди. Энергичная собранность и элегантность, несмотря на суматоху дня. Очарование вечерних прогулок после театра или консерватории, когда вечер — твой, и улица открывается совершенно по-другому — таинственно и нежно, и точно знаешь: самое главное еще впереди, и все будет хорошо. Неожиданный мир переулков, попав в которые, забываешь дорогу назад...
Тверская — особая улица, сильная и щедрая. Так случилось, что она приняла на себя почетную и трудную роль — представлять Москву, быть ее главной магистралью, нервом.                   
При Петре I именно Тверская соединила обе столицы, стала Царской дорогой. По ней, волшебно декорированной триумфальными арками, цветами и зеленью, аллегорическими картинами, императоры и императрицы торжественно въезжали в Москву во время коронаций или военных триумфов.
Во всем Тверская была первой. В XIV веке ее замостили бревнами с деревянным настилом и тротуарами. В конце XIX века ее первую осветили электричеством. Московские остряки мгновенно откликнулись куплетами:
Всю Тверскую осветили,
Электричество пустили,
А в других местах прохожий
Поплатиться может рожей.
Именно по Тверской впервые пустили конку, а затем троллейбус. И сталинская реконструкция Москвы началась тоже с нее — у нее отняли имя, и она первая приняла на себя удар. По плану реконструкции улица должна была расшириться вдвое. Все произошло в 1940 году. Подготовка велась постепенно. В глубине дворов вырастали облицованые гранитом гиганты, однако облик улицы сохранялся. Но момент настал, старые дома были разом взорваны, и потрясенная взрывом улица предстала перед москвичами широким проспектом.
Тверская меняла имя, внешний вид, но сохранила свой задор, свое значение главной, ведущей к Красной площади, к Кремлю. И ей удалось сохранить множество бесценных жемчужин, пронесенных через века. Когда ломают, что-то остается. И это что-то дает импульс новой жизни. Полюбите Тверскую, и она подарит вам неожиданную радость — вдруг впервые вы увидите где-то на уровне третьего этажа Саввинского подворья красивый керамический фриз с цветами и плодами, львы у Английского клуба дружески кивнут вам, Пушкин посмотрит прямо в глаза... и жизнь вдруг обретет новый вкус.


You have no rights to post comments