Вопрос этот можно прочитать по-разному и по-разному на него ответить. Что хранит сама крепость? Конечно, память, историю, Родину, понятие долга, чести, мужества... И еще — принцип Центра. А что хранит сегодня саму крепость? Иногда только чудо. И еще — принцип Центра.
2001 год. Над Набатной башней древней русской крепости Ивангород стоял дым...
Ветер, прилетевший со стороны Эстонии, дул со все возрастающей силой, дождь перешел в град. Дым от костра стал гуще, и казалось, что рассказ одного из реставраторов о грозной истории этих мест превратился в реальность. Перед слушателями вставали лица людей, защищавших крепость в том далеком 1496 году, когда через четыре года после закладки первого камня Иваном III на крепость первый раз напали враги...
Строго говоря, это не были настоящие реставраторы. Они интересовались русской историей, участвовали в исследовательских группах «Нового Акрополя», но всех их объединило и привело сюда желание что-то сделать для крепости...


Голос рассказчика был заглушен очередным раскатом грома. Вспышка молнии на миг осветила сидевших у костра. Не было в этот миг ни эстонской Нарвы на том берегу реки, ни пограничного моста, ни летящих в темноту автомобилей. Все исчезло, растворилось. Остались только высокие стены и взлетающие ввысь башни. Время начало замедляться и потом вовсе остановилось...

1558 год. Над Набатной башней грозной русской крепости Ивангород стоял дым...
Война с Ливонским орденом неожиданно закончилась взятием русскими войсками Нарвы 11 мая. В результате Ивангород стал нашим главным портом на Балтике. Война сменилась миром, и хлынул поток купцов из Европы через Ивангород на Русь. Стало легче дышать. Крепость не только защищала от незваных гостей, но и давала возможность выжить экономике страны. Но мир не очень прочен, особенно если ты стоишь на границе, лицом к лицу с врагом, а за спиной у тебя родная земля.
1581 год. Опять дым над крепостью... 6 сентября шведская армия штурмует Нарву, а 17 сентября входит в Ивангород.
1590 год. Безуспешная осада Нарвы войсками Бориса Годунова. Но Ивангородская крепость вновь становится русским владением.
1612 год. Смутное время. В июне шведская армия осадила Ивангород, но не могла взять его почти полгода. Однако 3 декабря крепость перешла к шведам и почти сто следующих лет оставалась частью шведского государства.
1704 год. В этот год Петр I вернул Ивангород и Нарву России. Крепость постепенно утратила свое боевое назначение и осталась лишь грозным напоминанием о минувших сражениях. Но время имеет свои циклы, и вот — новая война...
1918 год. Михаил Булгаков писал в «Белой гвардии»: «Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и  особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская — вечерняя  Венера  и красный, дрожащий Марс». Шла гражданская война. Через Ивангород в Эстонию и затем дальше, в Европу, возвращались бывшие пленные — чехи, немцы, словаки, австрийцы. Крепость опять стала охранять границу...
1944 год. Переправа наступавших советских войск через реку Нарову. Пулеметные заслоны фашистов. Огромные потери среди наших войск, разрушенные дома Нарвы, взорванные немцами при поспешном отступлении шесть башен и часть стены Ивангородской крепости. Однако крепость выжила...
1990 год. Из-за прекращения финансирования остановлена реставрация крепости, начавшаяся еще в 1956 году. За эти годы были восстановлены почти все разрушенные башни, над четырьмя из них сделаны деревянные шатры из специальной древесины, стоимостью около 500 000 долларов каждый.
1998 год. Над Набатной башней древней русской крепости Ивангород снова стоял дым...
Башня горела. Ничто не предвещало новой войны. Недавно отделившаяся от России Эстонская Республика не могла и помыслить о нападении на мощную сверхдержаву. Но дым... Сторожа Нарвского замка с изумлением и страхом смотрели на горящий шатер русской крепости на противоположном берегу реки.
Башню подожгли свои. Наверное, не нарочно, а просто по дурости — залезли «отдохнуть» поздно вечером и развели костер на деревянном полу. Думали, выдержит специальная древесина...
И вот именно поэтому, да еще чтобы защитить посетителей-экстремалов от падения с полуразрушенной 19-метровой стены, летом 2001 года 26 участников экспедиции «Нового Акрополя» по просьбе директора Ивангородского музея закладывали каменные проемы, преграждая вход на стену и к трем оставшимся деревянным шатрам. Сейчас нет денег на проведение полномасштабной реставрации по проекту московского института, согласно которому крепость можно превратить в прекрасный действующий музей, как это сделано в Нарве. Впрочем, денег сейчас нет ни на какую реставрацию. И нужно сохранить — «до лучших времен» — хотя бы то, что осталось. Может быть, наши потомки будут придавать больше значения истории и ее каменным свидетелям.
Но для чего, скажите, для чего нужно было тратить свой отпуск и свои деньги на то, чтобы ехать Бог знает куда и носить огромные камни на третий ярус крепостной башни? И зачем нам, современным людям, нужна крепость? Что она несет? Лишь память о давно минувших днях?
Но есть что-то еще, что-то магическое, в этих стенах и этих башнях. Тот, кто жил в крепости, никогда не забудет этого чувства. Крепость несет в себе таинство Центра...
...Костер стал ярче. Языки пламени освещали лица сидящих вокруг. Затаив дыхание слушали они древние легенды, уносясь то в Древний Рим, то в Месопотамию, то в Средние века.
Легенды разных стран рассказывают о сказочных замках и крепостях, хранивших волшебные предметы, которые являлись святынями для целых народов. Каждый такой замок символически можно назвать Центром для страны, в которой он находится.
Но и настоящие, исторические крепости всегда несли этот принцип — принцип Центра, принцип защиты. Псковский Кром (Кремль) был средоточием силы Псковской земли в XI-XIII  веках. Его башни назывались «костры». Они как будто светили в темноте всем жителям, согревая и охраняя их от врагов. Кремль Великого Новгорода защищал все пятины (пять областей) Новгородской земли. Смоленск — город-феникс, со знаменитой птицей Феникс на гербе, несущей силу возрождения, — целиком представлял собой крепость, которая была центром защиты Русской земли от нападений с Запада. А сколько их было еще, этих каменных героев, о которых и не слышно ничего теперь, в наш век компьютеров и телерекламы.
Европейские замки тоже всегда были опорой земли, которую защищали... Но при этом они имели свой собственный центр — главную башню-донжон, неприступную и величественную. Эта традиция идет еще со времен античности, когда при закладке древних римских городов и даже при устройстве лагерей римской армии, которые сами по себе представляли хорошо укрепленную крепость, всегда сначала выбиралось место для центра. Жрец делил небо над своей головой на четыре части, и из символического центра неба опускалась проекция на землю. Эта была точка, с которой начиналось строительство города или военного лагеря. В этом месте вырывалась яма, куда закладывались священные предметы. Затем на земле вокруг центра чертился круг. Пространство внутри круга становилось особым — оно олицетворяло космос, то есть, в представлении древних римлян, священный порядок.
На Западе с крепостью или замком всегда были связаны таинственные легенды. Вольфрам фон Эшенбах писал о сказочном замке Мунсальвеш (на языке французских трубадуров Монсальват), в котором хранилась величайшая святыня — Святой Грааль. По преданиям, место, где пребывает Грааль, становится на это время Центром мира, средоточием связи Неба и Земли. Замок с похожим названием — Монсегюр — существовал в реальности. История рассказывает, что это было таинственное убежище катаров, европейских мистиков, уничтоженных в середине XIII века инквизицией. Ходили слухи, что этот замок не напрасно находился в неприступном месте, в окружении горных вершин. Говорили, что Монсегюр хранит какую-то тайну, какие-то сокровища, поговаривали даже о Святом Граале.
Замок в легендах Запада и Востока — это всегда хранитель священного. И не важно, как называть этот священный центр — Ось Мира, Чаша Христова, Святой Грааль, Небесный Иерусалим, Небесный Камень или как-то еще. Есть много названий, но суть одна — это то, что невозможно описать словами, но ради чего только и стоит жить на свете. Человек, по представлению мистиков средневековья, сам символически представляет собой крепость с сакральным центром, находящимся в сердце. Пока не откроешь в себе сердце, пока не найдешь собственный центр, ты ничего не узнаешь ни о своей судьбе, ни о своем предназначении...

...Дождь затихал, отблески молний виднелись теперь где-то на северо-западе. Стены крепости в серебряном звездном свете выглядели еще красивее и величественнее. Она стала напоминать сказочный замок, построенный древними зодчими. Над Набатной башней древней русской крепости Ивангород всходило солнце...







You have no rights to post comments