Как порой много может сказать имя! Никольский, Артамонов, Армянский — в разных именах только одного переулка заключена целая история...

Рыцарь XVII века
Небывалый случай: во второй половине XVII века один из московских переулков стал называться по имени своего жителя Артамоновым. Изменить старому названию москвичей могла заставить только особая любовь к этому человеку. Боярин Артамон Сергеевич Матвеев, человек огромной эрудиции, был одновременно дипломатом, книжником, писателем, историком, основателем русского придворного театра, главой Аптекарского приказа.


Из широкой золоченой рамы он смотрит на нас — русский боярин с широкой окладистой бородой, одетый в европейские рыцарские доспехи. Сын своего времени, он, тем не менее, умел смотреть в будущее и видеть новые горизонты. Когда никто не занимался историей, он понимал ее значение и писал первые исторические труды. Когда театр считался делом шутовским и греховным, он заботился об устройстве первых театральных постановок при царском дворе. И как для настоящего рыцаря, понятия чести и служения государству стояли для Артамона Матвеева на первом месте.
Палаты Матвеевых находились напротив нынешнего здания представительства Республики Армения, рядом с палатами Протопоповых, в которых сейчас размещается интересный музей истории освещения «Огни Москвы».
Потолок приемной залы, где Матвеев зачастую  принимал послов, был разрисован, на стенах висели картины немецкой живописи. Часы с различным исчислением времени были одной из самых популярных диковин. Иностранцы, жившие в Москве, любили и ценили боярина и даже называли его своим отцом. По выражению Адольфа Лизека, секретаря австрийского посольства, Артамон Матвеев превышал «всех своих соотчичей умом и опередил их просвещением». Здесь, в палатах Матвеева, царь Алексей Михайлович познакомился с Натальей Нарышкиной, которой суждено было стать матерью Петра Великого.
Кровавый май 1682 г. Борьба за престол между Милославскими и Нарышкиными вызвала восстание стрельцов. Мятежники жестоко растерзали благородного боярина. За останками своего господина явился крещеный арап, служивший с детства в доме Матвеева. В ответ на вопрос, какую награду он хочет за свое доброе дело, арап попросил лишь об одном: когда наступит его срок, похоронить подле своего боярина.
       
Храм знаний
От древня пламени Армении рожденный,
Россией-матерью благой усыновленный,
Гайканы, ваших он сирот не позабыл!
В XIX в. напротив палат Матвеевых армянин Иван Лазарев (Газарян) строит на свои средства прекрасный классический особняк с двумя флигелями, окруженный оградой с воротами — учебное заведение для армянских детей.
Воодушевленный идеей духовного возрождения армянского народа, Лазарев мечтает о новых ученых, писателях, поэтах, государственных деятелях, которые выйдут из стен фамильного заведения. Брат Еким и другие наследники продолжили дело основателя. И вот с 1815 по 1848 г. лазаревское заведение проделало путь от гимназии до института восточных языков. Открывая гимназию, братья особое внимание уделяли подбору педагогов. Вопрос о политических убеждениях и вероисповедании учителей основатели ставили едва ли не на последнее место. «В науке не принимается в соображение вероисповедание, а требуется лишь образованный человек, сведущий и честных правил и нравственности». Ф.Е. Корш, В.Ф. Миллер, Н.О. Эмин, В.А. Гордлевский, Ю.А. Веселовский — эти и другие ученые, преподававшие в институте, внесли значительный вклад  в отечественное востоковедение.
Книжная сокровищница — огромная библиотека, Минералогический, Нумизматический кабинеты и типография были в распоряжении лазаревцев. Выходившие из-под пера учителей и их учеников монографии, учебники, буклеты и брошюры по разным отраслям знания печатались на 13 языках. В конце 70-х гг. XIX в.  на Всемирной выставке в Париже Лазаревскому институту выделили целый раздел экспозиции в залах, отведенных России.
В советские годы Дом культуры Советской Армении, позже — Институт востоковедения АН СССР, а сейчас — представительство Республики Армения, Лазаревский дом по-прежнему хранит свой дух просвещения и благотворительности. В начале 90-х здесь нашли приют тысячи армян и русских, ставших беженцами. По-прежнему в Доме Лазаревых проходят занятия для детей, вечера, выставки.
       
Люди разных эпох — русский боярин и армянин-дворянин Лазарев — будто встретились на маленьком клочке земли в центре Москвы. Их мечты стали реальностью и давно уже вышли за тесные границы переулка. Лишь камни и история хранят следы начала: трудностей, сомнений, радостей и побед. r



Дополнительно:

В XV в. переулок назывался то Никольским, то Столповским, по церкви Николая Чудотворца в Столпах. По-видимому, когда-то здесь стоял сторожевой столб, сооруженный для наблюдения за неприятелем. По обычаю, на таких столбах ставили икону св. Николая, покровителя путешествующих. В 1669 г. Никольскую церковь отстраивал А. Матвеев. Храм имел красивую обходную галерею, с одной стороны к нему примыкала единственная в Москве колокольня с 48 отверстиями — слухами. Близ этой церкви граф Н.П. Румянцев позже поставил памятник Артамону Матвееву в виде небольшого греческого храма с колоннами.


Сотни судеб связаны с Лазаревским домом. Его воспитанники нашли свое призвание в разных областях. В Лазаревском институте получили образование видные востоковеды: Н. Ашмарин, Х. Баранов, Б. Гранде, Н. Дмитриев, Л. Жирков, Ю. Мелик-Огаджанян, Б. Миллер, А. Семенов, С. Трутовский, Е. Шахазиз и др.; филологи: Р. Аванесов, Д. Благой, Р. Якобсон, автор известного словаря русского языка Д. Ушаков, поэт Ваан Терян и Смбат Шахазиз, писатель Владимир Лидин, русский реформатор театра режиссер К.С. Станиславский.


Сенсационная находка
Во второй половине 1970-х годов началась капитальная реставрация архитектурного ансамбля Лазаревского дома, принесшая немало сюрпризов. Более всего взволновала строителей находка на участке бывшего «типографского корпуса». Поначалу здесь не нашли ничего интересного и собирались строить гостиницу для постпредства Республики Армения. Каково же было всеобщее изумление, когда, сбив с фасада штукатурку, обнажили палаты XVII века, предположительно принадлежавшие Милославским. Безымянный мастер украсил окна кокошниками с нарядным килевидным окончанием.

You have no rights to post comments