ПУТЕШЕСТВИЕ В ТОРЖОК
«Куда бы съездить на выходные? Так, чтоб за пару дней успеть и отдохнуть, и посмотреть интересные места? — я долго выбирал между Петербургом, Великим Новгородом и искушением остаться в Москве, как вдруг подумал: — А может, в Торжок, маленький городок где-то под Тверью?»



Очарование старых улочек
Четыре часа пути, и я в Торжке. Представляете, самые высокие дома — в два-три этажа! В воздухе — легкий аромат костра. Чудеса! Из труб на крышах домов идет дым — здесь топят
дровами! Может, в городе
и трубочисты настоящие есть? Чувствую себя в конце XIX века.
Я никогда не видел таких уютных городов. Его тихие, симпатичные улочки то взбираются вверх по холмам, то плавно текут по равнине. Почему-то вспоминается фильм «Безымянная звезда». Такой же провинциальный городок, но от него веет благородством. Наверняка кто-нибудь из жителей, с таким любопытством упирающихся носами в окна своих квартир, когда проезжает очередной двухэтажный автобус с туристами, открыл свою звезду или сочинил симфонию.


Как же без Пушкина!
Прохожу мимо полуразрушенного здания, почти сгоревшего в 2002 году. Лет 200 назад здесь, в гостинице Пожарских, останавливались Гоголь, Островский, Жуковский, Тургенев. И конечно, Пушкин! Угадайте, что больше всего поэту нравилось в Торжке? Пожарские котлеты! Недалеко от гостиницы была лавка с вывеской... «Евгений Онегин — булочных и портновских дел мастер»! А пройдя немного по тихой улочке, Александр Сергеевич оказывался у дверей гостеприимного дома П.А. Оленина (ныне музей Пушкина). Это его сестре поэт посвятил одно из самых трогательных своих стихотворений:
Я вас любил: любовь еще,
быть может,
В душе моей угасла
не совсем...
Да, какие только имена здесь ни встретишь: в конце XVIII — начале XIX века в Торжке было настоящее дворянское гнездо!
Спускаюсь к набережной. Речка Тверца редко замерзает — не всякий мороз справится с ее бурным потоком. Через пешеходный мост попадаю в старую часть города. Здесь, куда ни посмотришь, над маленькими домишками высятся церкви. Зима открывает бал вальсом снежинок. С удивлением слышу обрывок разговора двух бабушек: «Посмотри, какая чудесная снежная фантазия!» Я попал в город поэтов?
Перед торговой площадью (ныне площадь 9 Января) — небольшая часовня-ротонда, созданная Н.А. Львовым. Этот архитектор, живший в конце XVIII века, очень любил Торжок, и многое в городе построено по его проектам. Например, центральный собор Борисоглебского монастыря, основанного в XI–XII веках. А также знаменитый каменный мост в Василево (это бывшее имение Львова, а сейчас — Музей деревянного зодче-
ства) — невероятное семиметровое сооружение создано из огромных валунов без скрепляющего раствора! Вот уж не зря архитектора называют русским Леонардо!


Сделка с Кощеем
Да, не все в России потеряно, не все европеизиро-валось! Завтрак в гостинице подают с 11 утра и до... вечера — тем лучше: есть время осмотреть музей. Узнаю, что Торжок — четвертый город на Руси по количеству найденных берестяных грамот. Пытаюсь разобрать одну из них... Секундочку! Что это? Описание обыкновенной торговой сделки... с Кощеем?! Значит, Кощеи жили не только в сказках...
Но еще больше меня поразило другое. Оказывается, маленький, тихий Торжок — город необычайно древний. В летописях косвенное упоминание о Новом Торге (его старое название) относится к 1015 году. В XIII веке его жители торговали в Балтийском море с немцами. А в 1238 году, без князя и дружины, две недели героически сдерживали полчища Батыя!
Во времена Екатерины II, во многом благодаря Н.А. Львову, город стал активно развиваться и строиться.
Таков Торжок. Тело его, увы, весьма поизносилось — денег на реставрацию почему-то не выделяют. А жаль. Горько видеть, как на глазах ветшают и разваливаются красивейшие памятники культуры...
Пора уезжать. Эх, надо будет летом еще раз вернуться сюда — на недельку-другую! Отдохнуть от столичной суеты, побродить по извилистым улочкам, осматривая дома, церкви, монастыри и музеи маленького уездного городка, который намного старше Москвы.

You have no rights to post comments