Можно ли открыть Америку, путешествуя по Русскому Северу? Этот вопрос кажется странным, даже нелепым, но только не для того, кому посчастливилось побывать в Тотьме.
Этот маленький, тихий городок северной глубинки расположился на левом берегу реки Сухоны между Вологдой и Великим Устюгом. На сотню верст в округе нет ни железной дороги, ни крупных населенных пунктов.
Навстречу путешественнику, подъезжающему к Тотьме и несколько часов созерцавшему живописные холмы-увалы, поросшие лесамиѕ выплывают сказочные корабли! Это кажется невероятным! Плывут по синей глади неба над крышами деревянных домов белоснежные храмы-парусники. Откуда они здесь? Кто их воздвиг? Мореходы?! За сотни километров от моря?..


Так, благодаря маленькой Тотьме, мы начинаем открывать Русскую Америку, листая забытые страницы истории освоения Сибири, Алеутских островов, Аляски и Калифорнийского побережья Северной Америки.

Город начинается с дороги. В лесах и болотах издревле такой дорогой была река. Сухонским трактом называли реку, на берегу которой более 800 лет стоит Тотьма. Река соединяла древнюю Московию с Европой, давала возможность доплыть от Вологды до Архангельска и дальше — в Белое море.
К концу XVI века Тотьма уже была процветающим городом, удостоившимся внимания самих царских особ. Дело в том, что тотьмичи одними из первых в России научились добывать и варить соль. С глубокой древности известны были в этих местах соляные источники — ключи, выходящие на поверхность из глубоких подземных соляных озер. Сначала соляной раствор брали прямо из источников, затем изобрели способ бурения глубоких скважин и изготовления обсадных труб. Вокруг солеварен росли слободы с мастерскими, таможнями, амбарами и жилыми домами.
В средневековом мире соль ценилась исключительно высоко, давала возможность сохранять и запасать продукты. В XV веке тотемский солепромышленник Лука Строганов имел огромное состояние и благодаря этому смог выкупить из ордынского плена великого князя Василия Васильевича (Темного), чем заслужил небывалые привилегии для всего своего рода.
В 1554 году Спасо-Прилуцкий монастырь под Вологдой отправил монаха Феодосия Суморина в Тотьму следить за производством соли. Феодосий основал монастырь и получил грамоту от Ивана IV, освобождавшую от налогов. Спасо-Суморин монастырь стал одним из самых богатых на Русском Севере. Несмотря на разрушения и увечья, нанесенные монастырю в XX веке, его величественный силуэт украшает западную окраину города. Самое удивительное, что в стенах монастыря до сих пор хранится «соль земли русской» — огромная коллекция предметов традиционного быта северных крестьян: прялки, берестяные короба, инструменты для обработки льна, керамика, крестьянская мебель и даже сани. Это не просто предметы — это мир древней культуры северных деревень, в котором отразился космос. Коллекция находится в открытом фонде, поэтому здесь можно прикоснуться к предметам и почувствовать их живое древнее тепло.
В 1553 году открывается Северный речной торговый путь в Западную Европу по Сухоне и Северной Двине, а также в конце XVI века, благодаря тем же Строгановым, осваиваются богатые земли Западной Сибири по речной сети через Сухону и Вычегду, потом волоком на Каму и дальше на Урал.
К началу XVIII века Тотьма сказочно богатеет: организуются международные «торговые компании», голландские, английские купцы заводят здесь свои фактории, склады и магазины, бойко идет торговля солью и хлебом, пушниной, льном, дегтем, лесом, строятся храмы и дома и корабли. Сам государь Петр I три раза посещал Тотьму на пути в Архангельск. Однако, основав Петербург, Петр навсегда меняет направление торговых путей между Россией и Западом. Какая судьба ожидает северные города? Упадок и сонная провинциальная жизнь? История свидетельствует об обратном. Именно в XVIII веке Тотьма достигает своего расцвета. Тотемские, устюжские, каргопольские и вологодские купцы и посадские люди становятся мореходами-первопроходцами, осваивают Америку, проявляя невероятные предприимчивость и мужество, продолжая традиции своих предков-поморов. Может быть, импульсом для этого послужила первая правительственная экспедиция В. Беринга и А. Чирикова, которая в феврале 1725 года проследовала через Тотьму на Камчатку.
Федор Холодилов и Никифор Трапезников в 1747 году снарядили и отправили на промыслы судно «Иоанн» к берегам острова Беринга. Это положило начало освоения тотьмичами земель, которые назвали Русской Америкой. Тотемские мореходы снарядили 20 экспедиций в Тихий океан, открыли и обследовали острова Алеутской гряды, составили географическую карту.
Екатерина II возвела Тотьму в ранг губернского города и дала ей герб — изображение черной американской лисицы на золотом фоне. Это единственный российский город с американским зверем на гербе.
Завершил славную одиссею тотемских мореходов Иван Александрович Кусков. В 1790 году вместе с каргопольским купцом Барановым, будущим президентом Российско-Американской компании, Кусков отправляется к американским берегам, которым посвятит 31 год своей жизни. Он строит судоверфи, организует промыслы пушнины, ведет исследовательскую работу. А в 1812 году на калифорнийском побережье основывает крепость Росс. Десять лет Иван Кусков был правителем Форт-Росс. В его небольшом деревянном доме в Тотьме сейчас находится замечательный музей, где можно узнать подробности удивительной жизни этого человека.
Тотемские мореходы всегда возвращались домой. Здесь, на родной земле, они строили храмы-парусники, вкладывая в их облик свою мечту и свою душу. Таких храмов не увидишь нигде! Их украшают необычные узоры — они выполнены как часть кладки стены, выступающей на треть кирпича и обрамленной многопрофильным валиком. Эти узоры называют картушем. Они напоминают обрамления для надписей на старинных картах. На внутренних полях каменных тотемских картушей можно увидеть звезды и цветы, трилистники, кресты и раковины. Картуши стали визитной карточкой маленького северного городка. Только в 1962 году ученые официально признали существование в XVIII веке в Тотьме собственной архитектурной школы, которую назвали тотемским барокко.
Удивительно это сочетание стройного, «подтянутого» облика храмов с романтическими узорами картушей, рождающее в душе чувство благородной устремленности к небу!
Традиция мореходства осталась в прошлом, но до сих пор жива и сильна в Тотьме традиция любви к своей родине, вера в пользу уроков нашей истории, в то, что прошлое — живая почва, засеянная нашими славными предками, из этой почвы рождается будущее.
В Тотьме почти сто лет существует краеведческий музей. Сейчас в этом городке пять музеев, и они говорят о продолжении творческих традиций. Все здесь — от души. Удивляют и радуют молодые краеведы, неравнодушные, увлеченные, ищущие.
Возрождается история, возрождается архитектура и ремесла, возрождается северная песня — перебрасывается мостик в будущее, словом, Тотьма радует: жива еще соль земли русской.

You have no rights to post comments