Однажды я бродила по московскому вернисажу. Перед глазами мелькали картины — талантливые и посредственные, скромные и крикливые. Но ничто не трогало. И вдруг из-за туч будто выглянуло солнце. С небольших полотен, растворенная в красках, на меня неожиданно полилась радость. Знойные полуденные дворики, лазурное море, лениво разлегшиеся собаки и задумчивые ослики — все это дышало таким светом и покоем, что показалось, будто вне расписания настало лето. Так мы познакомились с художником Арамом Акопяном.

 

 

 

Наедине с палитрой

Если спросить у Арама, сможет ли он жить без кисти и красок, скорее всего, ответит «нет». Рисовать для него так же естественно, как дышать.

Впервые он ощутил себя художником в студенческие годы. В то время Арам рисовал ночи напролет, забывая о часах. Наступало утро, и он с удивлением смотрел на стрелки: ночь пролетала мгновенно, а сам он не ощущал усталости — только радость от творчества. Уже тогда его невероятно увлекала магическая игра цветов и абстрактная живопись, в которой возможности красок раскрываются во всей полноте.

— Тяга к абстракции у меня была давно, — рассказывает художник. — Хотелось передавать свои переживания через цвет и абстрактную форму. При этом важно, как цвет выразит себя сам. Первый мазок диктует второй, третий. И постепенно создается такое эвристическое письмо, когда ты просто наносишь краски, не делая никаких умопостроений и наблюдений. В какой-то момент это состояние само начинает двигать тобой, рисовать через тебя. Результат видишь уже потом: искусство получается намного чище.

Своим главным учителем Арам считает Василия Кандинского. Тот полагал, что в живописи не обязательно передавать форму предметно, важно писать состояние. Ведь переживания человека настолько тонки и многогранны, что не всегда возможно передать их через общепринятые символы. Только освободившись от их влияния, художник может проявить себя.

Собственно, это и есть главная цель живописи Арама Акопяна — передать состояние души, поймать эмоции и воплотить их на полотне. Сегодня художник задумчив, расслаблен — и на полотне появляется абстракция мягкая, нежная, медитативная. Завтра ум становится острым, аналитическим — и диктует строгие линии, геометрические формы. А послезавтра яркие, бьющие через край эмоции проявляются в красочном пейзаже — в цветущем саду, солнечном дворике или заснеженных горах. И среди этих эмоций есть одна особенно важная — ностальгия.

 

 

Источник радости

Все, что появляется из-под кисти Арама, невидимыми нитями связано с родной землей — Арменией. Она дает силы и питает здесь, вдали от родины, в подмосковной Малаховке, где художник живет с начала 2000-х годов. Солнечные улицы родного Гюмри, ярко-синее небо, древние храмы, озеро Севан, чистые горные реки и живописные села, протяжный звук задумчивого дудука — все это, проникнув с детства в сердце художника, сегодня оживает в его полотнах, даря им неповторимый колорит.

Именно там, на родине, Арам пережил состояние, которое полностью перевернуло его взгляд на окружающий мир. Как-то солнечным днем он вышел на улицу родного города — и показалось, что мир преобразился. Он шел по улице, по которой ходил с детства, и вдруг увидел ее совершенно в ином свете. Смотрел на предметы, которые видел неоднократно, — и замечал в них абсолютно новые черты. Солнце светило иначе, по-другому шелестели листья. Казалось, они разговаривали, и он их понимал. Все вокруг двигалось, вибрировало и явно было связано друг с другом. Это откровение продолжалось минут двадцать. С тех пор видеть природу прежними глазами Арам уже не мог.

— Этот восторг, возможно, был даром свыше, — размышляет художник. — А может быть, мой учитель целитель Сергей Бадалян таким образом передал мне частицу своего дара. Именно он направил мой ум, рассказал о том, что есть другой, невидимый глазу мир. Научил правильно слушать музыку, погружаясь в нее и пропуская через себя, научил наблюдать за растениями. Я узнал, что они могут излучать тонкий свет, вибрировать. И та энергия, которую учитель вложил в меня, постепенно начала проявляться в моих работах.

 

 

Жизнь в теплых тонах

Краски — вот первое, что притягивает взгляд к картинам Арама. Яркие и теплые, они образуют особую гармонию, которую не объяснишь только удачным сочетанием цветов. Здесь явно присутствует что-то еще. Это «еще» — душа художника. По счастью, она досталась ему легкая, крылатая, обращенная к свету. Именно поэтому от работ Арама исходит радость, чистая и искренняя.

— Я не стараюсь специально создавать что-то позитивное, — будто оправдывается художник. — Просто именно так ощущаю жизнь. Радость — сама возможность жить в этом прекрасном мире. Очень люблю солнце и еще люблю, когда от человека идет тепло, свет, когда он свободен от «серого», хмурого состояния. Я нашел это в себе, и с тех пор оптимизм не покидает меня.

Этой энергии внутренней радости, кажется, хватит на то, чтобы осветить целый выставочный зал, останься он без электричества. Во всяком случае, именно такое ощущение создалось, когда в подмосковном Жуковском в галерее «Пятый дом» накануне 45-летия Арама Акопяна открылась его персональная выставка. Именно за радость и солнечный свет, которых так не хватает обитателям северных широт, и благодарили художника гости. Но он, как и положено творцу, недоволен собой. До исполнения мечты Арама — полностью выражать в красках то, что переживаешь, — по его словам, еще далеко.

— Говорят, в тонком мире творить очень легко, — замечает он. — Если воображение развито, достаточно подумать о прекрасном замке — и он предстанет перед тобой. Один йогин, медитируя, достиг именно такого совершенства: он вообразил замок и себя в нем. Второй его мыслью была мысль о тигре. Тигр проявился и съел его. Грустная история. Урок в том, чтобы очистить свое сознание настолько, чтобы тигры, даже если они придут, были спокойными. Иными словами, хочется достичь полной гармонии и максимально передать на холсте то, что переживаешь, суметь показать тонкое состояние материи, окружающей нас, когда каждый предмет светится и одухотворен.

 

 

Время творить

Сегодня работы Арама Акопяна можно встретить в частных коллекциях Армении, России, Франции, Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии, США, Кореи, Ливана. Художник — участник многих выставок, в том числе международных. Но несмотря на признание он полагает, что последние 20 лет были для людей искусства тяжелым испытанием. Художники оказались наедине с жесткой реальностью, в которой бизнес заслонил собой подлинные ценности.

— Сегодня художник живет в одиночку. Нет той атмосферы, которая раньше питала творческих людей, когда они были вместе. В Ереване существовали такие места — например, кафе «Актер» или «Сквознячок», — где собирались артисты, художники, скульпторы и за чашкой кофе обсуждали актуальные вопросы искусства. Там можно было встретить таких известных людей, как актер Фрунзик Мкртчян или скульптор Ара Шираз. Я очень любил то время и ту атмосферу. Потом все исчезло. Те места захватили бизнесмены, сделали там дорогие и совершенно иные по духу заведения. А творческие люди остались одинокими и незащищенными.

В студенчестве Арам с друзьями мечтали о том, что станут свободными художниками. У них были перспективы. Однако все рухнуло вместе с Союзом — и жизнь полностью изменилась. В цене оказались непонятные, неэстетичные вещи. Но, как ни парадоксально, Арам считает, что именно сейчас, когда за окном экономический кризис и мир озабочен выживанием, для искусства открываются новые возможности.

— Мне кажется, когда кончается сытая жизнь для бизнесмена, начинается хорошая жизнь для творца, — говорит художник. — Именно те энергии, которые сегодня взбунтовались, дают мощный стимул творческим людям проявить их дремлющие качества. В конце концов люди задумаются, насколько надежен мир, окружающий нас, если он может так быстро измениться к худшему. Осознание этого непостоянства, возможно, поможет им понять, что только искусство — вечно.

И Арам снова, день за днем, смешивает краски на своей палитре и погружается в мир, над которым не властны никакие смутные времена…

 

 

 

You have no rights to post comments