СОДРУЖЕСТВО РОССИЙСКОЙ И ИТАЛЬЯНСКОЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ КУЛЬТУР

Кажется, что в известной песне в имени Антонио Вивальди сфокусировалось мировое признание творчества замечательных итальянских композиторов многих столетий. Ведь очень часто исполняются у нас в концертах и на оперной сцене творения Джузеппе Верди и Никколо Паганини, Джакомо Пуччини и Джоаккино Россини, Джованни Перголези и других. А с другой стороны, как же широко звучит в Италии русская музыка! Творения Петра Чайковского, Михаила Глинки, Модеста Мусоргского, Александра Скрябина, Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева и многих других композиторов давно утвердили себя в этой стране.

Италия подарила миру не только многие выдающиеся творения гениальных композиторов, но и ряд уникальных, неповторимых страниц, обогативших мировую музыку. Это именно здесь, в Италии, на протяжении XVII–XVIII веков создавали свои шедевры великие мастера — зачинатель кремонской школы и родоначальник целой семьи Андреа Амати (1520–1580), Андреа Гварнери (1626–1698) и Антонио Страдивари (1644–1737), оставившие потомкам эталонные, неповторимые в своей индивидуальности скрипки, альты и виолончели. Сколько веков прошло, а не только превзойти, но даже и повторить их завоевания человечеству не удалось.

В далеком 1709 году именно в Италии замечательному итальянскому мастеру Бартоломео Кристофори довелось подарить человечеству новый музыкальный инструмент — фортепиано. Впервые после долгих лет господства клавесина, на котором играть громко (форте) и тихо (пиано) было просто невозможно, появился принципиально новый клавишный инструмент, значительно обогативший возможности привычного и вскоре покоривший весь музыкальный мир планеты.

А еще раньше, в сезоне 1597–1598 годов, в Италии, во Флоренции была поставлена первая в истории музыки опера «Дафна» композитора Якопо Пери (1561–1633). Словом, Италия подарила человечеству множество ценнейших даров — всех и не перечесть, — обогатила мировую культуру, внесла щедрый вклад в историю мировой музыки. Одним из проявлений этого оказалось многовековое сотрудничество итальянской и русской музыки.

Catterino-Cavos
Кавос К. А.

Еще не было прославлено имя М. Глинки, еще не знал мир первенца русской классической оперы «Ивана Сусанина», а уже рукоплескала Россия творениям итальянского композитора Катерино Альбертовича Кавоса, отдавшего ей многие годы своей жизни (он родился в 1776 году в Венеции, в 1797 был приглашен в Петербург, где и скончался в 1840 году). В России он был сначала капельмейстером гастролировавшей итальянской труппы композитора и дирижера Дженнаро Астаритта (1749–1803), позднее — капельмейстером оркестра Императорского театра, а также «учителем музыки и пения» в театральном училище. Широко развернулась творческая деятельность этого талантливого музыканта. Он стал автором многих произведений, в том числе и связанных с русской историей. В Петербурге были поставлены его оперы «Князь-невидимка» (1805), «Илья богатырь» (1806). В последней привлекает обращение автора к русским народным песням. Опера эта в течение долгих 20 лет оставалась обязательной составляющей всех официальных торжеств. Но наибольший успех К. Кавоса-композитора обрела написанная им на сюжет князя Александра Шаховского двухактная опера «Иван Сусанин» (поставлена в 1815 г.). Примечательно: задолго до торжества в Голливуде счастливых финалов — «хеппиэндов», К. Кавос вопреки исторической правде завершал свою оперу неожиданно. Иван Сусанин оставался жив, в финале спектакля появлялся на сцене и, приплясывая, весело напевал:

Пусть злодей страшится
И дрожит вовек —
Должен веселиться
Русский человек!

Композитор обратился в этой опере к подлинным русским народным песням. Более того, в хоре крестьян «Не бушуйте, ветры буйные» он широко использовал принцип подголосочного пения, утвердившийся в русской народной музыке.

glinka

Михаил Глинка

Этот первый «Иван Сусанин» в известной мере подготовил почву для второго, глинкинского творения. Хотя дирекция императорских театров полагала, что К. Кавос постарается помешать своему сопернику, этого не произошло. Благородный характер К. Кавоса проявился в его отношении к опере М. Глинки. Будучи капельмейстером придворного театра, он, который мог сделать все, чтобы творение его соперника не было допущено на сцену, напротив, проявил огромный интерес к опере М. Глинки. Более того, он сам встал за дирижерский пульт, и в 1836 году премьера прошла под его руководством.

Михаил Глинка побывал в Италии одним из первых великих русских композиторов. Постоянно окружавшая его здесь яркая музыкальная атмосфера побуждала его к творчеству. Он вспоминал: «Мы уже несколько были известны с Ивановым (Николай Кузьмич Иванов — прославленный русский тенор. — М.М.) в Милане в начале 1831 года; о нас говорили, как о двух «maestro russo», из которых один поет, а другой играет на фортепиано». Там М. Глинка пишет «Патетическое трио», «Секстет» и ряд других сочинений.

chaikovsky
Петр Чайковский

Широко связано с Италией творчество и другого замечательного русского композитора — П. Чайковского. В феврале 1880 года ему довелось попасть в Рим, где он стал свидетелем яркого традиционного карнавала. Маскарады, пушечная пальба, фейерверки продолжались несколько дней. «Когда хорошенько вглядишься в публику, беснующуюся на Корсо, то убеждаешься, что как бы ни странно проявлялось веселие здешней толпы, оно искренне и непринужденно...» — вспоминал Чайковский. Все эти впечатления были как нельзя кстати: он работал в это время над сочинением на итальянские темы «вроде испанских фантазий Глинки». «Итальянская фантазия» (первоначальное название пьесы) имела «хорошую будущность. Она будет эффектна благодаря прелестным темам, которые мне удалось набрать частью из сборников, частью собственным ухом на улицах», — писал композитор.

Одна из мелодий, идущая вслед за торжественными вступительными фанфарами (по свидетельству автора, они представляют собой «итальянский военно-кавалерийский сигнал королевских кирасиров»), заметно выделяется среди остальных. Минорная, затаенно-страстная, она вносит в повествование лирико-драматический момент. Задуманное во время карнавала в Италии «Итальянское каприччио» П. Чайковского стало одним из признанных шедевров не только русской, но и мировой симфонической музыки.

Довелось побывать в Италии еще одному замечательному русскому композитору с мировым именем — Александру Скрябину. Как пишет в статье

skryabin
Александр Скрябин

«Итальянский союз скрябинистов» Мария Джирарди, его связи с Италией были особенно многосторонними и касались не только творчества, но и личной жизни. Ведь именно здесь, в Италии, в городке Арко в 1873 году в возрасте двадцати четырех лет, оставив сиротой крошечного Шуриньку, скончалась его мать Любовь Петровна, талантливая пианистка, ученица А. Рубинштейна. Не ее ли гены, переданные по наследству сыну, позволили ему стать великим композитором и пианистом?

На этом связи семьи А. Скрябина с Италией не завершаются: во втором браке его отец был женат на молодой итальянке Ольге Фернандец. А самому композитору Италия преподнесла дорогой подарок: именно здесь в маленьком городке Больяско в 1905 году у него и его новой жены Татьяны Шлецер родился их первый ребенок — дочь Ариадна.

В Больяско Скрябин провел несколько месяцев в 1905–1906 гг., здесь работал над одним из самых ярких своих творений «Поэмой экстаза». Она, по мнению автора, призвана была воспеть идею экстаза как высшего «индивидуалистического расцвета личности». Так в Италии был, по существу, создан один из величайших шедевров русской музыки. В Больяско сегодня не только часто звучат произведения Скрябина, но и регулярно проводятся посвященные ему фестивали, творческие и научные конференции и т. д. А в 1990 году по случаю 75-летия со дня кончины великого маэстро и в знак огромного уважения к его памяти Муниципалитет Больяско присвоил имя композитора одной из площадей города. Теперь она называется Il Largo Aleksandr Skrjabin (Великий Александр Скрябин).

Русские композиторы широко обращались к жемчужинам итальянского народного творчества. Особенно часто — к любимому в Италии танцу тарантелла, с которым связано множество легенд. Наиболее популярной остается повествование о том, что тарантелла была единственным средством бегства от тарантизма — безумия, спровоцированного укусом ядовитого насекомого тарантула (название и насекомого, и танца производят от южноитальянского городка Таранто). В разные годы в русской музыке родились «Тарантелла» для фортепиано М. Глинки, 4-я часть сюиты для двух фортепиано ор. 17 С.Рахманинова, первая вариация в Па-де-де из балета «Щелкунчик» и одна из тем «Итальянского каприччио» П. Чайковского, вариация из балета «Раймонда» А. Глазунова и многие-многие другие произведения.

rossini

Джоаккино Россини

В свою очередь, многие итальянские музыканты с огромным интересом относились к русской музыке, что — порою совершенно неожиданно — проявлялось в их произведениях. Мировой славой пользуется опера Дж. Россини «Севильский цирюльник». Казалось бы, она целиком построена на щедром итальянском фольклоре. Но вот в самом финале оперы проходит мелодия русской народной песни «Ах, зачем было огород городить». Оказывается, Россини использовал полюбившуюся ему мелодию русской народной песни, которая ранее уже прозвучала в его кантате «Аврора», посвященной вдове великого русского полководца М. Кутузова. Если бы этот пример обращения замечательного итальянского композитора к русским истокам был единственным, можно было бы посчитать это простой случайностью. Но вот еще пример: современный композитор Марио Дзафред (род. в 1922 г.) большое внимание уделяет инструментальным жанрам, он автор нескольких выдающихся симфоний. В одной из них, Четвертой, финал построен на теме песни композитора Матвея Блантера «Катюша». В дни Второй мировой войны она обрела в Италии широкую популярность в двух вариантах: «Катарина» и «Дует ветер». Последний стал партизанским гимном движения сопротивления итальянских патриотов, боровшихся против фашизма.

Значительный вклад в развитие российско-итальянских музыкальных связей внес оперный жанр. Италия, его прародительница, щедро делилась своими завоеваниями со всем миром.

В 1731 году композитор Джованни Ристори (1692–1753) порадовал россиян своей комической оперой «Каландра», показанной итальянской оперной труппой во время гастролей в Москве. Это была первая опера, которую довелось услышать россиянам. А чуть позже, в 1736 г., в Петербурге композитор Франческо Арайя (1709-1770) показал первую поставленную в России оперу «Сила любви и ненависти». Для петербургской придворной сцены им были написаны также оперы «Селевк», «Сципион», «Митридат» и др. Он же является автором первой оперы, написанной на русское либретто и исполненной русскими артистами, — «Цефал и Прокрис» (1755). Так за долгие годы до появления первой русской классической оперы «Иван Сусанин» М. Глинки силами итальянских композиторов был заложен фундамент этого жанра в России.

Биография русской оперы получила и дальнейшее развитие. На протяжении долгих лет Екатерина II приглашала в Петербург итальянских композиторов. Многие из них возглавляли гастролировавшие в России итальянские оперные труппы, некоторые оказывались во главе императорского Придворного театра. Здесь создавались их новые творения, часть которых оказывалась итальянскими операми, а другая писалась на сюжеты русской истории и на русские либретто. Любопытно, что автором некоторых из них была сама императрица.

Немногочисленны, но интересны мировые премьеры постановок в Италии опер, написанных в разные годы русскими композиторами. Максим Березовский (1745–1777), в свое время блестяще окончив курс Болонской музыкальной академии по классу профессора Джамбаттиста Мартини, подарил итальянцам оперу «Демофонт» (на либретто П. Метастазио), с огромным успехом шедшую в Ливорно.

Значительный вклад в развитие российско-итальянских связей в области оперы внес Дмитрий Бортнянский (1751–1825). С одной стороны, он оказался питомцем прославленного итальянского композитора Балтассарре Галуппи, начав учебу у него в годы пребывания последнего в Петербурге, а потом продолжив ее в Италии. С другой стороны, работая в Италии, он создал несколько опер, мировые премьеры которых состоялись там. Среди них «Креонт», с большим успехом шедшая в Венеции, «Алкид», поставленная там же, «Квинт Фабий», увидевшая свет рампы в Модене.

Содружество композиторов Италии и России продолжалось и позднее. 1 ноября далекого 1862 года в Большом театре в Петербурге состоялась мировая премьера оперы «Сила судьбы» прославленного во всем мире Дж. Верди. Она была написана по заказу Дирекции императорских театров. В связи с постановкой своей оперы Верди дважды посетил Россию, где его творчество давно обрело немеркнущую славу. Русский музыкальный критик Г. А. Ларош писал: «Верди — голос современной Италии, пробудившейся к сознанию, взволнованной… смелой и пылкой до неистовства».

Интересно сложились творческие связи с русской музыкальной культурой у прославленного итальянского композитора Отторино Респиги (1879–1936). В 1901 году, будучи скрипачом в оркестре, он приехал на гастроли в Петербург и в течение пяти месяцев брал уроки сочинения и оркестровки у Н. Римского-Корсакова. Там же он написал пьесу «Прелюдия, хорал и фуга», которая стала его дипломной работой в Болонском музыкальном лицее. Впоследствии он обратился к наследию С. Рахманинова, сделав оркестровку пяти его «Этюдов-картин». Позднее по заказу С. Дягилева он написал балет «Лавочка чудес» на темы фортепианных пьес Дж. Россини, который в 1919 году труппой Русского балета был с огромным успехом показан в Лондоне.

Зеркальным отображением аспекта «русский учитель — итальянский ученик» стала судьба композитора и вокального педагога итальянца Умберто Мазетти (1869–1919). 20 лет своей жизни — с 1899 до самой смерти — он прожил в Москве, где был профессором Московской консерватории. Это его педагогическому мастерству и совершенству русская музыка обязана величием таких выдающихся мастеров русской сцены, как А. Нежданова, Н. Обухова, В. Барсова и других. К числу его учеников принадлежит и выдающийся русский композитор, создатель и художественный руководитель прославленного Ансамбля песни и пляски Российской армии Александр Александров (1883–1946).

Не только итальянская музыка, но и творчество итальянских поэтов и писателей вдохновляло композиторов России. Примечательна в этом плане судьба наследия величайшего итальянского поэта далекого XIV века Данте Алигьери (1265–1321). Его «Божественная комедия» стала источником ряда талантливых музыкальных творений в России. 25 февраля 1877 года в Москве состоялось первое исполнение фантазии «Франческа да Римини» П. Чайковского, написанной по мотивам Пятой песни «Ада» из «Божественной комедии».

А через несколько лет, 11 января 1906 года, в Москве в Большом театре свет рампы увидела опера «Франческа да Римини» С. Рахманинова. По глубине и тонкости музыкального мышления это одно из наиболее глубоких и значительных творений композитора (увы, из-за несовершенного либретто Модеста Чайковского она не стала репертуарной).

У композиторов Италии также большой интерес вызывали творения не только русской музыки, но и литературы. В 1904 году в Турине в театре «Витторио Эммануэле» состоялась премьера оперы композитора Франко Альфано (1876–1954) «Воскресение». Она была написана по роману Льва Толстого, получила широкую популярность, ставилась во многих оперных театрах мира.

Особый ракурс взаимообогащения оперного искусства двух стран отображен в репертуаре их ведущих театров. На сцене Большого в Москве (как, впрочем, и многих других театров России) с огромным успехом идут оперы Дж. Пуччини, Дж. Верди, Дж. Россини, Р. Леонкавалло и др. Столь же щедро представлены произведения русских композиторов на сцене едва ли не самого прославленного в мире итальянского оперного театра «Ла Скала» в Милане. В разные годы здесь были поставлены оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. Чайковского, «Борис Годунов» и «Хованщина» М. Мусоргского, «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича, «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева и другие.

В спектаклях «Ла Скала» с огромным успехом выступали знаменитые русские певцы Ф. Шаляпин и Л. Собинов, И. Архипова и Е. Образцова, В. Атлантов и многие, многие другие.

С середины прошлого столетия в российско-итальянских музыкальных связях значительное место заняли международные конкурсы композиторов и исполнителей. В 1949 году в Италии в Больцано впервые был проведен конкурс пианистов имени Феруччио Бузони, известного итальянского пианиста, композитора и дирижера (1866–1924). Часть программы, с которой было предложено выступать конкурсантам, носила обязательный характер. В ней, в частности, должны были быть представлены два произведения С. Прокофьева, по одному сочинению И. Стравинского (1882–1971) и Д. Шостаковича.

А в обязательный раздел конкурса пианистов имени Альфреда Казеллы, композитора, пианиста и дирижера (1883-1947), в Неаполе его президент Мария Неаполитано-Мерлина посчитала необходимым ввести широкий пласт наследия русских композиторов — М. Мусоргского, С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского и С. Прокофьева.

Исполнители из России не раз становились лауреатами международных конкурсов в Италии. Так, на очередном конкурсе имени Паганини в Генуе, состоявшемся в 1963 году, российские скрипачи Олег Крыса, Валентин Жук и Игорь Политковский завоевали три лауреатские звания, в том числе и самые престижные Первую и Вторую премии.

В то же время представители итальянской музыки принимали активное участие в международных конкурсах, проходивших в разное время в России. Так, на конкурсе им. П. Чайковского в 1958 году в жюри у пианистов вошел итальянский маэстро К. Цекки, у скрипачей — Д. де Вито. В 1962 году в жюри конкурса оказались пианист Г. Агости и скрипач Р. Принчипе.

Победы наших исполнителей на конкурсах в Италии нередки и сегодня. В июле 2010 года в горном легионе Молизе (провинции Ичерния) состоялся I Международный конкурс «Чита ди Рекетта». В отличие от других в нем участвовали не только солирующие музыканты, но и инструментальные ансамбли. Победителем этого состязания стало трио в составе Наталии Шохиревой (фортепиано) — лауреата Большого фортепианного конкурса в Париже и конкурса «Классическое наследие» в Москве, преподавателя академического музыкального колледжа при Московской консерватории, Екатерины Милкиной (флейта) — преподавателя того же колледжа, лауреата ряда международных конкурсов и Павла Солдатикова (скрипка) — студента 4 курса Московской консерватории. Их игра была отмечена такой трепетностью, такой сердечной теплотой, что коллектив был удостоен не только Первой премии конкурса, но и Гран-при.

В том же 2010 году Н. Шохирева и Е. Милкина были приглашены на IX международный конкурс имени композитора и пианиста Паскуале Бенинтенде (1878-1968) в город Реджиа Калобрия. В категории «камерная музыка» они были удостоены престижной Первой премии.

И тогда же — в декабре — им довелось вновь стать победителями еще одного конкурса в Италии. Вместе со студентом 3 курса Московской консерватории Робертом Бремом (скрипка) они завоевали Первую премию на III конкурсе «Сан Никола» в городе Бари.

Так молодые дарования наших дней достойно подхватили эстафету мирового признания русской музыки в Италии.

...Стремительно летят годы, сменяют друг друга столетия, а поколения музыкантов и любителей музыки в России и Италии играют, поют и слушают музыку, созданную содружеством этих двух народов.

You have no rights to post comments