Не верите?
И все еще считаете, что классика — это скучные произведения ископаемых композиторов?
Тогда судите сами!

Конечно, музыка звучала вокруг еще на заре времен, когда человечество было юным. Просто эти грамзаписи, увы, не сохранились. А наша история начинается в XVII веке, в эпоху барокко — эпоху больших перемен, великих открытий и ломки мировоззрений, когда на смену отстраненной от человеческих чувств музыке Средневековья и Возрождения — григорианским хоралам, мессам, мадригалам — пришел «взволнованный» стиль. Именно тогда и родилась музыка, которую сейчас называют классической. Представляете, ее считали авангардной, непонятной, ужасной, между ее почитателями и непримиримыми противниками разгорались ожесточенные споры — публичные и в трактатах о музыке. И это происходило всего каких-то пару-тройку веков назад!

 

МонтевердиТам же, в эпохе бурлящего барокко, — истоки всех современных музыкальных жанров, даже рока и джаза! Для исполнения «новой» музыки с использованием «новых» инструментов: скрипки, виолончели и их родственников, — которые пели, а не скрипели, как их «предки», сформировался (в том числе благодаря «практике» бродячих музыкантов) универсальный состав небольшой группы, которая могла играть и одноголосье с сопровождением, и хоровую полифонию, и танцевальную, и серьезную музыку. Исполняли такие группы трио-сонаты — первый классический жанр. Хотя инструментов было четыре, партий игралось три: две вели виртуозные скрипки, а третью, басовую основу, фундамент, держали вдвоем виолончель и, говоря по-современному, клавишные: чембало, клавесин или орган.

Ну что, узнаете? Замените скрипки на гитары, виолончель на бас-гитару, и... Да, получится классическая рок-группа! В ритм-секции XVII столетия не хватает, конечно, ударных, но это в XX веке главным стал Ритм, поэтому и появилась целая ударная установка (так и хочется сказать — ракетная!) А тогда все-таки главной была Мелодия, именно за нее боролись тогдашние «авангардисты» во главе с Монтеверди! Может, поэтому их музыка и стала классикой.

Григорианские хоралы
В 6 веке Папа Григорий I собрал и унифицировал всю музыку для имевшихся на тот момент служб и церковных праздников в официальный канон – Антифонарий. (Чтоб не пели, мол, кто что захочет «от фонаря»!) Музыка эта дошла практически в неизменном виде до наших дней, хотя в церквях ее поют довольно редко. Она невероятно простая ритмически - метра нет вообще, мелодия течет как будто бесконечно вслед за словом молитвы, совершенно без диссонансов, без внутренних конфликтов. Наверное, именно так поют ангелы – если изъять из музыки все страсти и внутренне напряженные отношения, что останется? Поющие в идеальный унисон монахи. Григорианские хоралы стали знаком чистоты и умиротворения, символом вечности и единения с ним.

{music}images/music/grandma-of-rock/grigorian{/music}

Месса Ренессанса
– эстетический идеал эпохи Возрождения, выраженный в музыке. Она отражает ее главный принцип – единства и бесконечного многообразия проявления Божественной Гармонии. Унисон средневекового григорианского хорала сменился полифонией – множество равноправных голосов тщательно выстраивались по законам природной гармонии, бесконечно переплетаясь вокруг основной мелодии – cantus firmus. Музыка становилась продолжением математики и философии. Такой способ композиции стал называться «строгим письмом» - это было выражением понимания свободы творчества человеком эпохи как добровольного строгого подчинения высшим законам! К сожалению, современному человеку это не близко, непонятно.

{music}images/music/grandma-of-rock/renaissans_mass{/music}

Мадригалы
– светские полифонические произведения эпохи Возрождения, построенные, тем не менее, на том же принципе «строгого письма». Каждый голос вел свою независимую партию, однако все они гармонически сочетались, и в концовке – сливались в единстве. Несмотря на сложность были невероятно популярны среди жителей Флоренции и других городов Возрождения. И немудрено, ведь тогда любой извозчик мог обсуждать стихи Данте, а любой обыватель музицировать и держать свою партию в мадригале! Послушайте несколько мадригалов легендарного Орландо ди Лассо, «музыкального Леонардо», написанных почти 500 лет назад на стихотворный цикл Петрарки «Триумф Любви».

{music}images/music/grandma-of-rock/madrigal{/music}

Монтеверди
– новатор, «авангардист», провозгласивший новый «взволнованный» стиль на смену «строгому письму». Начиналась эпоха Барокко – ломки мировоззрений, поисков, противоречий. Красота божественной Гармонии уступила место красоте Мелодии, выражающей переживания, чувства, поиски человеческой души, и вместо полифонии зазвучало соло – голос Человека. Произошло рождение оперы с прекрасными ариями и дуэтами. Сравните «взволнованный» мадригал Монтеверди с мадригалами Орландо ди Лассо, а также послушайте арии из ранних опер Монтеверди и красивейшую арию Антонио Чести «Нежные ветры овевают мою любимую».

{music}images/music/grandma-of-rock/Monteverdi{/music}

КореллиТрио-соната
– первый инструментальный жанр «новой» музыки (теперь уже ставшей классической). Соната – от слово sonar – звучать, в отличие от кантаты – от слова cantare – петь. На смену средневековому органу пришли «новые» инструменты - скрипка и ее семейство (виолончель, альт), ставшие голосом человеческой души. Они и составили основу первого музыкального состава. «Трио» означает три партии «голосов», хотя инструментов в классическом составе четыре: две партии ведут певучие скрипки, а ритмическое основание из нижней басовой партии поддерживают вместе виолончель и «клавишные» - орган, клавесин или чембало. Первым выдающимся композитором-маэстро, классиком стал Арканджело Корелли, произведениями которого вдохновлялись и Бах, и Вивальди.

{music}images/music/grandma-of-rock/trio-sonata{/music}

You have no rights to post comments