Друзья прислали стихотворение современного английского поэта и философа Дэвида
Уайта (David Whyte), которое очень созвучно моим мыслям.
 
Начни рядом с собой
(Start close in)
 
Начни
рядом с собой,
не делай
ни второго
шага, ни третьего,
начни с того,
что прямо рядом
с тобой,
с шага,
который
так
не хочется
делать.

Несколько веков назад за сравнение с Сыном Божьим можно было угодить на костер. Времена меняются. Сейчас горят словесные костры, и я очень рискую на таком оказаться. Но хочу сказать важные для меня вещи.

Не зря говорится в священных писаниях, в каждом по-своему: Бог создал человека по образу и подобию своему... Что имеется в виду? Не только ведь физический образ, но и другие «составляющие», например, душа? Искра Божья?

О Боге я не хочу здесь рассуждать, только лишь о подобии. Даже так: о почитании, о стремлении. О взятии примера поступков и ответов с того, которого считаю одним из своих учителей.

Понемногу осиливаю Махабхарату. Это, без сомнения, кладезь мудрости. В пятой книге (Удьйогапарва — «Книга о старании») Кришна говорит такие слова: 

Одни говорят, что успех в будущем достигается деятельностью, другие утверждают, что деятельность следует оставить и успех (спасения) может быть достигнут знанием. Брахманам известно, что (кто бы то ни был), хотя он и знает о съедобной пище, но все же голод его не будет утолен, пока он в действительности не поест. Только те отрасли науки, которые способствуют выполнению работы, приносят плоды, но не другие. Ибо результат деятельности сам по себе является очевидным тому доказательством. Ведь томимый жаждою успокаивается после того, как выпьет воды! Этот результат определяется исключительно действием. Поэтому, о Санджая, в нем сосредоточена сила деятельности. Если кто-либо подумает, что есть еще другое, лучшее, чем деятельность, то (я сочту) его бессильным, а слова его бессмысленными...

Недавно на лекции зашел об этом разговор — не следует ли заняться «чистой философией», сосредоточившись на познании и размышлении, и отказавшись от усилий и действий по отношению к себе самому, и к миру. Но проблема в том, что избежать деятельности мы не можем, можем лишь выбирать либо действовать отдельно от знания, т.е. бессознательно, либо действовать в соответствии со знанием, т.е. применяя знания на практике, проживая их, и приобретая опыт. И говорить о Пути можно, думаю, только в последнем случае.

Хорошо это или плохо — для меня не важно, но с самого детства я представляю себе момент своей смерти. Не по форме — по сути. Представляю, что я буду думать в этот момент, что чувствовать. Эти представления меняются с годами. Люди, с которыми я пыталась об этом говорить, обычно делают круглые глаза и увещевают: «Не нужно думать об этом!» А почему не нужно? Ведь это неизбежно когда-нибудь случится, и я хочу быть к этому готовой.

Я хочу к этому моменту иметь спокойную душу и не сожалеть о том, что оставляю здесь. Иметь чувство выполненного долга. Видеть над собой небо и вдыхать полной грудью в последний раз вольный ветер.

Иногда мне кажется, что кто-то однажды поставил перед людьми задачу: творить что-то новое, обязательно не похожее на старое. И с тех пор современное — это значит супер-новое, идущее в ногу с модой и быстро растущими потребностями скучающих от уже виденного-слышанного-испытанного.

Музыка, картины, фильмы, литературные произведения, мудрые мысли… А что если настанет день, когда исчерпаются все возможные сочетания нот, и сочинить абсолютно новую музыку станет невозможно. Иссякнут все возможные сочетания слов и выражений, и нельзя будет написать что-то абсолютно новое: за любое произведение всемогущий Алгоритм на интернет–ресурсах станет обвинять автора в использовании чужого, а люди скажут: об этом уже писали много-много раз!

На днях мы с друзьями задались непростым вопросом: «Как понять, что я расту?» Речь шла о росте внутреннем, т.е. не просто освоении новых навыков в той или иной области жизни. Мы говорили, что есть некоторые признаки: по-новому реагируешь на повторяющиеся или похожие ситуации, вдруг что-то обнаруживаешь в себе и принимаешь решения (а не только констатируешь), расширяется круг того, что тебя «касается» или того, по поводу чего тебе не все равно...

Мы говорили об осознанности в жизни, о том, что очень медленно уходят автоматизмы, о том, какой «след» мы оставляем в общении, в жизни... И тут я вспомнила про растения — все очень просто, они растут тогда, когда знают, где свет и где солнце, им важно знать, КУДА расти и к чему стремиться. И как только они теряют источник света, они останавливаются и пытаются «сориентироваться». 

Похоже, и человек не может расти во все стороны, ему нужен вектор — направление роста, ему нужен свой ориентир, свое солнце, к которому он устремится, иначе это будет не рост, а расширение.

У Сент-Экзюпери в книге «Цитадель» есть такие слова:

«Я видел, как защищался кедр среди бессплодных скал, спасая от гибели зеленеющие ветви. Кедр не спит. День и ночь он ведёт борьбу, оборачивая себе на пользу в глубинах ствола те самые частички враждебного мира, которые могут послужить и его погибели. Кедр растит себя каждую секунду. И каждую секунду я укрепляю свой дом, заботясь о его долговечности».

Дом — в смысле внутренняя крепость, цитадель души. Но и в прямом смысле, наверное, тоже можно прочитать. smile

У Куинджи, конечно, сосна, а не кедр, но в остальном показалось иллюстрацией к мысли Экзюпери.

Перед Новым годом и после него побывал на выставке «Эльдорадо. Золото индейцев». Так как мы и сами готовим выставку о символах и мифах, было интересно услышать ведущих, увидеть и даже потрогать экспонаты, тем более, что многие из них подлинники (трогали только копии, и только с разрешения). Много мыслей, остановлюсь здесь только на двух. Первая о жертвоприношении, вторая о двойственности нашего мира. 

Тема жертвоприношения, наверное, самая сложная для нас, и не столько в силу сложности самой темы, сколько из-за гигантских различий между нашим сегодняшним мировоззрением и мироощущением древних майя и ацтеков. Нам свойственно считать себя точкой отсчёта для всего в этом мире, и поэтому древние американцы для нас «жестокие» и «кровожадные варвары»… Но дело, возможно, в совершенно иной системе ценностей, где физическая жизнь — не самое главное, и низшее приносится в жертву высшему. В этом смысле нам сегодня свойственно обратное…

В последнее время стала замечать, что попадаю в ситуации НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА не только в «реале», но и во сне. 

Как поступить? 

Вначале берёшь к себе в дом трёх котят, потому что пожалела, не смогла пройти мимо, хочешь заботиться о них. Понимаешь, что не можешь «взять» всех брошенных котеек или собак, но хоть кого-то можешь. 

Мне кажется, что Любовь — если понимать ее как силу притяжения, данную нам «с Небес», не может быть узконаправленной, избирательной. Она слишком велика, чтобы уместиться в рамки. Она постоянно «проливается через край», потому что исходя из такой любви, человек может только действовать. Есть такое понятие — Неразделенная любовь. Но настоящая любовь не может быть неразделенной. Неразделенность — это требовательность. А любовь нельзя насильно поворачивать к себе лицом, она слишком свободная энергия, чтобы подчиняться нашим желаниям. Она соединяет, несмотря на расстояния и время, несмотря на то, кто в каком мире находится. Она не делит людей на любимых, друзей и врагов, но обнимает всех, даря каждому свою часть.

Человек может быть внутренне мал, и тогда пытается придать любви определенную форму и ограничить ее. А бывает внутренне велик, практически без границ, и тогда настоящая любовь выбирает его своим носителем.

Я много думаю об этом последнее время и еще больше чувствую. Раньше я жалела, что у нас для обозначения любви в русском языке одно лишь слово. А теперь думаю: ну и Бог с ним. Как ее ни назови, она все равно единое дерево, а частности — ее ветви. И к каждой из них часть питательного сока доходит. Куда не доходит — ветка сохнет, отваливается — и нет ее.

Желаю каждому человеку однажды увидеть это дерево во всей его красоте.