Время от времени возвращаюсь к теме Чаши Грааля и Короля Артура, и как будто заново вижу и понимаю некоторые символы и идеи этих легенд. Сейчас, уже почти в конце года (время подведения итогов) вспомнился и один персонаж, почти незаметный, а на мой взгляд, чуть ли не самый важный. У Эшенбаха он, точнее, она, появляется в середине романа…

«Откройте!..» – «Кто здесь?..» – "Я – по пути...
В сердце свое меня впусти!"
«Да как же вы уместитесь в нем?»
«Надеюсь, как-нибудь смекнем».
«Но тесно в этом помещении…»
«Уж ты прости за посещение,
Но я тебя вознагражу:
Чудес премного расскажу!..»
«Ах, это вы, госпожа Авентюра!»...

Очень официальной бывает порой наша жизнь. Нам волей-неволей приходится посещать управляющие компании, ведающие нашим бытом, больницы, пытающиеся нас вылечить, «паспортные столы» и тому подобное. Обстановка там чаще всего далека от радостной — у людей много дел и проблем, сотрудники учреждений, замученные потоком народа... И почему-то именно в таких местах я не могу быть унылой. В одном из моих любимых стихотворений есть такие строки: «И не вовремя он рад, и печален невпопад...». Это я :)

Первый Закон Радости гласит: если радости нет вокруг — отыщи ее в себе и поделись с другими. У каждого человека внутри есть радость, но порой трудно найти кнопку, которая ее включает.

Можно быть фонариком, включиться и светить узким лучом, даря свет избранным тобою. А можно быть лампочкой без абажура. Это когда для всех без разбора.

Я часто без абажура. И мы начинаем смеяться с замученными сотрудниками управляющей компании, с усталыми и поэтому немного злыми врачами в травмпункте (где я в числе пострадавших), в стоголовой нетерпеливой очереди в «паспортном столе»...

Второй Закон Радости гласит: чем больше радости ты отдаешь, тем больше в тебе рождается.

А Третий Закон Радости гласит: чем больше радости — тем меньше печали. В отдельно взятом человеке и во всех людях на свете.

Недавно мне приснился необычный сон.

Я побывал в древнем замке, своем любимом. Любимом оттого, что прихожу туда уже не первый раз и именно во сне. Я знаю его тайные ходы. Хоть они и темные, но я передвигаюсь по ним без страха и со светом на душе. Через эти ходы я проникаю в самые разные комнаты, родные залы. В некоторых из них встречаю одного-двух людей, мы не разговариваем, но я всегда улыбаюсь. Над одной из комнат, где я оказываюсь перед своими любимыми символами — светлые и лёгкие лестницы, сверху слышится детский смех.

Закончив странствие, я сажусь на какую-то дощечку и просто еду на ней, чувствуя, что пора возвращаться. Еду по очень знакомым дорогам, какие-то из них идут в гору, какие-то спускаются вниз и так круто, что иногда страшновато, поэтому я силой воли замедляю движение дощечки. Как-то интуитивно я догадываюсь, где какой поворот, потому что много раз пользовался этой дорогой. При этом есть такое ощущение-понимание, что я — именно во сне. И только во сне могу посетить этот любимый замок, куда вернусь ещё…

Почему захотелось этим поделиться? Потому что такие сны бывают редко. Для меня такие сны — это как бы разговор со своей душой, когда она даёт подсказки, что ли… Чего же хочет, о чем мечтает моя душа? Что хочет мне сказать? А ещё я спрашиваю себя — что же нужно для того, чтобы эти или подобные «встречи» были чаще? Ведь это так важно. В течение дня тебя может иногда так «унести», что ни о какой душе под вечер и вспоминать нет сил… А потому тем ценнее день, чем больше в нем смысла, красивых состояний, озарений, опыта, и ты готовишься ко сну, потому что понимаешь: даже во сне живёшь, но в других мирах.

Моя философская практика приводит к убеждению, что всё в Природе имеет свой естественный ритм, порядок и цель существования. И человек, как часть природы, также не обделён этим. Соответственно, у меня тоже есть цель, связанная со смыслом моего существования, к которой я стремлюсь, которую осмеливаюсь перед собой ставить и очень надеюсь, что к ней приближаюсь. Но я часто ловлю себя на ощущении, что большая часть моих повседневных действий очень мало связывается с тем, чего я на самом деле хочу достичь. То есть, эти действия сложно назвать в полной мере осознанными.

И эта неутешительная констатация напомнила мне очень близкий и простой образ. Это образ мастера, который строит здание. Каждый кирпич, который он с большим терпением и упорством укладывает, становится неотъемлемой частью строения... Шаг за шагом, выстраиваются стены, несущие опоры и перекрытия, которые в будущем станут домом, башней или собором. Не может быть лишних кирпичей, кирпичей неправильной формы, и не должно быть пустот. Каждый этап работы, каждая деталь определяет целостность строения.

Этот процесс мне вновь дал возможность заново посмотреть на то, какое строение возвожу я, и из каких кирпичиков, прочных и тщательно подогнанных друг другу, оно должно состоять. И очень захотелось, чтобы было как можно меньше неподходящих и бесполезных кирпичей, из которых можно построить все что угодно, но только не то, что по-настоящему хочешь.

Ведь это так естественно!

С детства я знаю, что в мире есть чёрное и белое, добро и зло, светлые и тёмные силы. Об их борьбе рассказывают столько фильмов и книг, от Звездных войн до Доктора Стренджа. В них белые и тёмные герои очень похожи по своим проявлениям, обладают одинаковыми сверхспособностями, развиваются и активно проявляют себя. Чем же они отличаются?

Они одинаковые, но темным не хватает добра, они исходят из себя, из собственного эгоизма. Белых же ведёт любовь, жизнь во имя других и принесение блага.

Я поняла, что во мне есть оба эти начала... Иногда я исхожу только из себя и ради себя, чтобы мне было удобно и комфортно. Но при этом ведь хочется учиться быть добрее, реагировать на то, что происходит вокруг и помогать тем, кому нужна помощь. Хочу почаще переходить на белую сторону, а вы?

Наверное, самым популярным предложением в мире являются слова «Я люблю тебя». Но порой мы говорим о том же вовсе без слов.

Моим друзьям предстояло ехать ночью из Москвы в Ригу. Само по себе путешествие непростое, а уж ночью всегда есть угроза заснуть за рулем.
Чтобы этого не произошло, они попросили сделать им сок из смеси грейпфрутов, апельсинов и лимонов и разлить по заготовленным бутылочкам. Все бы ничего, но соковыжималки под рукой не было. Только блендер, где я радостно измельчила и смешала все ингредиенты. Только вот получился не сок, а смузи, который не очень удобно пить из бутылки, тем более находясь за рулем. Что делать? Беру маленькое сито и начинаю растирать жмых, сцеживая сок. Очень утомительно, если честно!

Прошло полтора часа. Боль в мышцах, усталость, стол в пятнах — и две бутылочки сока ребятам в дорогу!

Порой мы говорим о любви совсем другими словами: «оденься потеплее», «возьми зонтик», «ты поел»?, «как себя чувствуешь»?

Или делаем вот такие маленькие шаги помощи родным людям!

Это не сок — это моя любовь, разлитая по бутылочкам!

На прошлой неделе читал лекцию о странствиях Одиссея и понял для себя еще один символический образ. Он очень ярко показан и в фильме Кончаловского.

Это происходит на последнем пиру женихов Пенелопы, когда она предлагает им выстрелить из одиссеева лука так, чтобы стрела пролетела насквозь через 12 колец. Т.е. очевидно, нужен очень точный и «прямой» выстрел. Понятно, что никому из женихов, несмотря на похвальбу, не удается даже натянуть тетиву. Тогда лук берет сам Одиссей, который находится на этом пиру в облике нищего, в лохмотьях. Он легко натягивает лук, и его стрела пролетает через все 12 колец, не задев их. Вот в этот момент, можно сказать, Одиссей вернулся, и подтвердил свое право на Итаку и Пенелопу.

Как говорят исследователи, хитроумный Одиссей — «трикстер», обманщик. Даже по своему роду — он внук то ли Автолика, то ли Сисифа (оба прославились как обманщики и хитрецы), и правнук Гермеса. Сам он очень двойственный, а его путь всегда извилист. Если считать, что его странствия к Итаке начинаются с отплытием к Трое, то уже в начале их лежит обман — Одиссей изображает безумие, пытаясь обмануть Паламеда, зовущего его на битву с троянцами.

В конце своих странствий он как будто сбрасывает эту двойственность и «извилистую» хитрость, и действует прямо, руководствуясь мужественным сердцем, а не хитрой головой. Одиссей вернулся. Вернулся другим.

Один мой друг не верит в Судьбу, а я верю. Но сейчас совсем не вопрос о Судьбе занимает мои мысли. Я думаю о том, почему мы верим в то, во что верим и на чем порой строим свою жизнь.

Может ли человек иметь какие-либо убеждения на «пустом месте», без сторонних влияний, мнений других людей, чтения книг? Почему для одного человека авторитет один, а для другого руководящим является диаметрально противоположное мнение? Почему мы верим в то, что прав вот этот ученый, вот этот врач, этот писатель или, скажем, философ Платон?

Но самое главное — откуда берется то внутреннее знание, которое даже объяснить не можешь: оно есть — и все тут! Его никак нельзя проверить, но никакие сторонние влияния не способны его поколебать...

Один из ответов, который я даю сама себе, основан на одном из моих убеждений. Я думаю, что непоколебимое внутреннее знание основано на опыте, который я когда-то прошла. Когда-то, когда я еще не была я — в одной из предыдущих жизней (ни для кого не секрет, что я верю в это, но вот вопрос — почему?) smile

Такое знание никуда не денется. Это как плавать научиться. Мы можем очень долго потом не плавать, но попробуй брось нас в воду!

Осеннее утро. Дождь, ветер. Еду в маршрутке на работу. Лезу в сумку за кошельком и с ужасом понимаю, что он остался в рюкзаке. А рюкзак — дома. Судорожно обыскиваю карманы куртки, в которой всегда «болтается» немного мелочи. И — пусто!

Вспоминаю, что недалеко от остановки, где мне выходить, живет моя подруга. Спешно звоню ей, объясняю ситуацию, прошу принести деньги к остановке. Но она уже уехала на свою работу и спасти меня никак не может.

Может быть, это странно. Может, так не должно быть. Но мой путь к людям пролегает через «предметы». Творения Природы или творения рук человеческих. Их жизнь помогает мне лучше понять людей, причины их проблем и страданий.

Вчера мы вернулись из Дома-который-меня-приручил. Он был очень рад нам, как рад всем гостям, хотя они чаще всего не замечают этой радости. Как не замечают и того, что новые тонкие трещинки прочертили стены. С тревогой за ними следим только мы — те, кто знает не только фасад и интерьер, но и внутреннее, не видимое глазам состояние Дома, думает, как ему помочь, как поддержать его, продлить ему жизнь и облегчить нагрузку.

Я думаю о людях, живущих рядом со мной. Мы вроде бы знаем друг друга хорошо. Нам нравится или мы просто принимаем как должное «фасады» и «интерьеры» друг друга. И вдруг замечаем, что «стену» друга прорезала трещина... Что же ты, приятель, как мог такое допустить? Советы по ремонту «фасада», рекомендации по внутренней обстановке — все эти советы правильные и полезные... с нашей точки зрения. А где-то там, внутри человека, невидимая глазу и непостижимая разумом, прогнулась и держит почти непосильную нагрузку ослабевшая «балка», внутренний Атлант...