Однорукий скрипач своей игрой взволновал и растрогал. А когда прочитал историю этого музыканта, мне стало светлее на душе. Светлее и спокойнее за наше будущее, оттого, что есть такие люди.

Посмотрите видеозапись выступления Адриана Анантавана.

Чаще всего Адриан играет на сцене с закрытыми глазами, как будто растворяясь в своей музыке и не видя ничего вокруг. Зато зрители каждый раз смотрят на него во все глаза, хотя он сам предпочел бы играть для тех, кто его не видит. Только так, по его мнению, можно восхищаться музыкой. Зрительная «картинка» очень мешает и отвлекает. Особенно если сидишь на концерте скрипача без правой руки.

Анантаван таким родился... В начальных классах над Адрианом смеялись, как смеются дети над многими непохожими: ведь и писать, и завязывать шнурки, и кататься на велосипеде для него было почти невозможно.

А когда Адриану исполнилось девять, родители решили, что надо отдавать сына в музыкальную школу. Его особенность их не смутила совсем: единственное, оказалось ну совсем невозможно отдать его в фортепианный класс. Барабаны и духовые инструменты показались им слишком громкими, и семья Анантаван остановилась на скрипке.

В ближайшем же реабилитационном центре для детей с инвалидностью мальчику специально, под заказ, сделали специальную насадку, позволяющую держать смычок. Этой самой насадкой он пользуется до сих пор, уже 17 лет. Она была с ним и в Карнеги-холле, и на церемонии открытия Летних Олимпийских игр в Афинах в 2004 году, и на Зимних в Ванкувере 2010-м, и в американском Белом доме, и на религиозных приемах – его чествовали одинаково и у Иоанна Павла II, и у Далай-ламы.

Но тогда, в девять лет, он начал учиться музыке не для головокружительной карьеры. Просто умение играть ставило его в один ряд с ровесниками, которые учились вместе с ним. В этом плане он мог с ними состязаться.
— Да, конечно, я и в музыкальной школе не был похож на всех остальных детей, — говорит Анантаван. – Но я извлекал из скрипки точно такие же звуки, как все, и это уравнивало нас. И на занятиях мы все играли вместе в оркестре. Это и стало моей терапией: я наконец перестал стесняться себя и своего внешнего вида, уже не слышал издевок со стороны других детей и смог наконец-то вылезти из своей «раковины».

Анантаван окончил музыкальный институт Кертис – одну из престижнейших американских консерваторий. Получил образование и в Йельском университете. К тому времени его уже называли одним из самых многообещающих молодых музыкантов мира, а после получения образования карьера еще пошла вверх.

Но несколько лет назад у Адриана пропало желание просто выступать:

он посетил детский реабилитационный госпиталь Holland Bloorview в Торонто и увидел там, как детей развлекают местной разработкой – виртуальным музыкальным инструментом (VMI). С помощью этого устройства ребенок, сидящий перед компьютером, может извлекать мелодии, просто поднимая руки или шевеля головой в определенные стороны соответственно нарисованным на экране нотам. Движения считывают веб-камеры. Адриан был настолько воодушевлен возможностями VMI для людей с самой разной инвалидностью, что добился получения гранта на его дальнейшую разработку, помог собрать команду ученых и начал внедрять программу в коррекционные школы по всей Канаде.

А в госпитале Holland Bloorview он с тех пор периодически дает концерты. И, как говорят воспитатели, даже одно его выступление улучшает состояние многих детей.
И не только детей. В 2011 году Анантаван буквально вернул к жизни полностью, до шеи, парализованного бывшего скрипача Эрика Вона. Он вытащил его на сцену вместе с симфоническим оркестром Монреаля и сыграл с ним «Канон в ре-мажоре» Иоганна Пахельбеля. Они оба играли на скрипках, только Адриан – на настоящей, а Эрик Вон – на виртуальной, шевеля головой.

Побыв с детьми, в один момент блестящий скрипач сказал: «Здесь мое место». Окончил отделение музыкальной педагогики в Гарварде и посвятил себя преподаванию у детей с инвалидностью. Сейчас он работает учителем в инклюзивном музыкальном училище ConservatoryLabCharterSchool в Брайтоне и еще в нескольких заведениях США и Канады.

— Работа с детьми доставляет мне никак не меньшее наслаждение, чем собственные концерты. Никакой аплодирующий Карнеги-холл не сравнится для меня с концертами моих школьников и переменами, которые я вижу в них после наших занятий музыкой, — признается Анантаван. – Игра на скрипке и преподавание – вот две вещи, которые я мог бы делать вечно.

You have no rights to post comments