Чем больше русских писателей XX века я узнаю, тем все больше убеждаюсь, что и в этом веке, следующем за золотым веком нашей литературы, было немало великих писателей, к сожалению, не получивших ту известность, которую они заслуживали. Времена, которые проживала наша страна, стирали многие имена, которые могли бы стать жемчужинами мировой литературы. Мое открытие в этот раз — это Юрий Осипович Домбровский, писатель, с очень непростой судьбой, трижды попадавший под репрессии, побывавшей в лагерях на Колыме, человек неимоверной силы духа и благородства.

Два его главных произведения «Обезьяна приходит за своим черепом» и «Факультет ненужных вещей», меня потрясли! В очередной раз они всколыхнули главные волнующие меня вопросы: кто же такой все-таки человек? Благодаря чему человек может называться разумным, сознательным существом? В чем причина того, что буквально за мгновения все, что принесли нам бесконечно-долгие годы эволюции, культурного возделывания, культивации гуманистических ценностей, может стереться, и из глубин души проглянет что-то первобытное, древнее, архаически дикое, животное. XX век как никакой другой трагичен, как мне кажется, именно этим.

Основной смысл первого романа, основная драма — содержится в метафоре названия. «Обезьяна приходит за своим черепом» — это символическое описание времен второй мировой войны, когда гитлеровская Германия, вторгается на территорию Франции. На рубеже веков человечеству казалось, что оно уже достигло вершин своего существования и, вроде, должен был произойти великий скачок, предсказываемый Гегелем, Шиллером, Ницше, но оказывается, что вместо этого, человечество откатывается далеко назад, к первобытному состоянию. Это то, о чем нам говорит Юрий Осипович в своем произведении. В «Факультете ненужных вещей» мы уже оказываемся в 37-м в Советском союзе, где, можно сказать, происходит то же, что и во Франции 30-х. В чем причина этой трагедии, как, казалось бы, внутри самой цивилизованной и развитой части человечества вдруг пробуждается то, что, казалось, является давно пройденным этапом? Оказывается, что дикое и неразумное, бессознательное тоже находится где-то внутри и стоит только немного потерять бдительность и оно вновь тут как тут.

Произведения Домбровского — это очень хорошее напоминание нам, о том, что до совершенства человеку еще далеко. Что человек — это существо становящееся, как писал Л.Н. Толстой, и поэтому наша задача — постоянное усилие в становлении, внимательное и осознанное отношение к самому себе, постоянное упражнение в том, чтобы не потерять способность распознавать, постоянное упражнение в том, чтобы оставаться Человеком. Ведь без усилий к улучшению, все имеет свойство развиваться от плохого к худшему.

Заканчивая, я могу сказать, что произведения Ю.О. Домбровского стоит почитать, они помогают сделать нужную перестановку предметов внутреннего пространства нашей души и поставить все вновь на свои места.

Спасибо Юрий Осипович!

P.S. А еще, мне вспомнилась фраза одного мною уважаемого человека, который всегда говорит: «Чтобы ты не делал, не забудь добавить в свое действие, немножечко доброты». Разве не действенный метод?..

You have no rights to post comments