Какую роль в жизни человека играет благодарность?

Цицерон сказал: «Ни одним качеством я не хотел бы обладать в такой степени, как умением быть благодарным. Ибо это не только величайшая добродетель, но и мать всех других добродетелей». Он ставит благодарность выше других достоинств. Очевидно, что если исходить из его позиции, благодарность следует понимать как некоторое начало, связывающее нас со Вселенной. Это наша причастность ко всему окружающему, наша человечность по отношению к людям, наш интерес к природе, к нашей собственной судьбе, судьбе других людей и к Божественному. В этом контексте благодарность понимается как прочные, глубокие узы с миром, в котором мы живем.

 

Три Грации. Бертель Торвальдсен, 1817—1819

Конечно, она неотделима от своей составляющей — благодеяния, которое предшествует благодарности. Благодеяние — это благое дело, которое, намеренно или нет, направлено на нас и заслуживает того, чтобы мы обратили на него внимание и отреагировали. Другими словами, благодарность неотъемлема от благодеяния. Они взаимосвязаны и в равной мере человечны и радостны.

Как в мифологии отображается благодарность?

В римской и греческой мифологии есть божества, которые олицетворяют благодарность, — это Грации (вспомним, что в латыни и романских языках с ними связано слово «спасибо» — «gratias, gracias»). Три Грации — Аглая (сияние), Талия (изобилие) и Евфросина (радость) — олицетворяют и благодеяния, и благодарность. Можно сказать, что первая Грация — это сияние духа, порождающее определенное благодеяние; изобилие — это истечение блага, передача его другому; а радость — констатация этого факта, торжество единения и возвращения блага к духу.

Сенека говорит, что три Грации олицетворяют тройственный аспект щедрости. Другими словами, благодарность и благодеяния выступают как аспекты щедрости: оказание благодеяния, получение благодеяния и оплата благодеяния. Оплата благодеяния — это благодарность и возвращение долга либо же ответное благодеяние. Искусство Античности изображает Граций как трех прекрасных девушек, держащихся за руки — символически это благодеяние и благодарность, представляющие собой замкнутый цикл движения жизни, круговорот даров и поддержки. Это два начала, придающие Вселенной целостность; две руки, соединяющие человека с другими людьми, природой и Богом.

Благодеяние без благодарности — это разорванная цепь жизни, это болезнь и ущербность души. В одном из современных исследований участникам задавали вопрос: «Кому вы благодарны и испытывали ли вы чувство благодарности?». Результаты показали, что в целом благодарность испытывает небольшое количество участников: некоторые люди благодарны родителям, кто-то благодарен своим учителям, друзьям и т. п. А 70% респон­дентов ответили, что ни к кому не испытывают благодарности. Это указывает на то, что наше общество больше ориентировано на то, чтобы получать. Люди считают, что им должна судьба, что им недодали родители, государство, друзья... Мы хотим получить больше. Это проблема нашего времени, ведь благодарность на уровне общества связывает людей между собой. Это нравственная составляющая, которая цементирует общество, город, семью, человечество в целом. Если в обществе нет потребности в повседневной благодарности, то нарушаются связи между людьми, утрачивается чуткость и чувство, что мы нужны друг другу.

Есть и рациональная составляющая благодарности, которая предполагает, что мы осознаем, что для нас сделали что-то хорошее. Ведь нужно заметить, что кто-­то сделал нам приятное, сказал хорошее слово, улыбнулся, оказал услугу, переживает за нас и т. д. Благодарность — это положительная эмоция, очищающая и возвышающая. Люди, испытывающие благодарность, более оптимистичны и радостны, не зациклены на себе.

Можно ли испытывать благодарность не по отношению к кому-то, а саму по себе?

Благодарность — это связующее начало. Можно сказать: «Я благодарен судьбе за то, что она оказала мне поддержку в лице этого человека», выразить благодарность и этому человеку, и судьбе. Безличностный аспект благодарности возникает тогда, когда мы налаживаем отношения с судьбой и с Богом. Появляется благодарность за все, что нам дано, в том числе и за трудности, потому что они нас закаляют.

Я помню, что в детстве, когда мы садились за стол, родители всегда произносили молитву благодарности Богу за его дары, за хлеб насущный, который он нам дал. Ведь пищу, которая лежит на нашем столе, кто-­то выращивал, кто-­то готовил... Он тоже заслуживает благодарности. И, в принципе, все, что нас окружает, — это подарок Бога, подарок Матери­ Природы. Поэтому, в широком аспекте, благодарность распространяется на саму жизнь, и, прежде всего, это чувство причастности к жизни как таковой.

Есть ли отличия в благодарности Богу и в благодарности другому человеку?

К родителям, друзьям, природе мы испытываем благодарность, а к Богу, скорее, благоговение и благочестие, священный трепет перед благом и чествование блага. К родителям мы чувствуем благодарность и почтительность, а не просто говорим «спасибо». Благодарность выражается не только в словах, но и в наших чувствах: это нежность, чуткость, забота и любовь. Благодарность учит ценить то, что мы имеем, и тех, кто находится рядом с нами. Она помогает нам преодолевать жизненные трудности. Благодарность открывает человека и способствует исцелению души, помогает простить и принять другого, направляет путем любви. Согласно греческой традиции, три Грации были спутницами Афродиты, богини красоты, любви, единения.

Люди неблагодарные испытывают горечь и недовольство. Неблагодарность — это отказ признать то доброе, что с нами происходит. Томас Фуллер, в отличие от Цицерона, говорит: «Благодарность — это самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков». Неблагодарность, как недовольство и неспособность заметить другого, порождает одиночество, не позволяет создавать дружеские отношения, видеть другого человека. Неблагодарный всегда недоволен, считая, что ему чего-­то недодают.

Насколько благодарность естественна для человека?

Я бы сказал, что это важная составляющая глубоких межличностных отношений и один из признаков того, что мы чувствуем себя счастливыми в мире, который нас окружает. В свое время благодарность и благодарение имели ритуальную подоснову: дарение подарка и ответный подарок скрепляли отношения между людьми. Я думаю, чувство благодарности достаточно тонко и имеет много составляющих.

В истории человечества благодарность проявлялась в разных формах. Есть формальная благодарность, когда мы произносим «благодарю», глубоко не проживая этого состояния. А есть подлинная благодарность, которая всегда исходит из сердца. Я считаю, что благодарность, как и многие другие добродетели и достоинства, естественна для человека и гуманизирует его.

Часто люди, достигшие успеха, забывают своих учителей. Это недостаток благодарности или что-то другое?

Может быть и недостаток благодарности. Есть люди, которые на протяжении нашей жизни способствовали формированию нас как личности, дали нам то, что мы знаем. Мы можем быть более или менее умными и способными, но есть те, кто нас приобщал к культуре, передавал нам свои знания и опыт, был рядом, когда мы учились ходить и творить в физическом и в духовном пространстве. В любой сфере жизни важна скромность как констатация того факта, что за нами кто-то стоит, что мы находимся в цепи передачи знания и опыта. Очень важно помнить тех, кто нас обучал. Благодарность — это радость памяти, неблагодарность — дочь гордыни и забвения.

Самое большое достижение хорошего ученого, художника, философа, мастера в любом деле — это его ученики, те, кто гарантируют преемственность, сохранение и развитие всех областей культуры. Да и как достичь мастерства в каком-либо деле без учителя и наставника? Если ученик не способен вспомнить того, кто его обучал, то чаще всего это свидетельствует о высокомерии, узости души и эгоцентризме.

Лично у меня больше доверия вызывает человек, за которым стоит определенная традиция мысли и образа жизни, чем тот, кто провозглашает некое свое откровение и «изобретение своего велосипеда».

 

Как правильно благодарить учителя?

Если говорить об ученичестве как о процессе, оно имеет три составляющие: это тот, кто обучает, тот, кто обучается, и то, чему обучаются. Если ученик действительно является таковым, а, значит, усваивает те знания и умения, которые ему передают, то, получив результат, он будет благодарен своему наставнику.

Как выразить это чувство благодарности? Не просто словом или другими внешними проявлениями. Один греческий философ сказал, что подлинное почитание, уважение и благодарность учителям проявляются в способности ученика следовать их наставлениям, соблюдать нормы и правила, которые ему дали, идти по тому жизненному пути, который они прошли, и жить согласно знаниям, которым его обучали. Это лучшая форма благодарности учителю. Другими словами, речь идет о приобщении к традиции и ее продолжении. Можно сказать, что в Академии Платона благодарность проявилась в том, что школа просуществовала 1000 лет. Это благодарность сохранения, обогащения и передачи учений ее основателя.

Учителя дают знания. Ученики могут любить учителей больше или меньше. Учителя могут сильнее или сдержаннее проявлять свои чувства и переживания по отношению к ученикам, порой они могут сердиться, но они хотят, чтобы в учениках продолжало жить учение. В этом смысле ученичество — это процесс или метод, который способствует тому, чтобы в ученике развилось все, что есть в учителе, и речь идет не о личностном аспекте, а об образе жизни и отношении к ней.

Если учение оживает в ученике и способствует преображению его личности и изменению образа жизни, тогда он будет благодарен учителю, который в каком-­то смысле способствовал его рождению. Родители дарят нам физическое рождение, а учителя, особенно те, что обучают нас философии, искусству, религии, способствуют нашему духовному рождению. Этого нельзя не заметить. В буддизме есть фраза: «Неблагодарных не обучают». Неблагодарных людей невозможно обучить, как говорят философы, «искусству жить», тем вещам, которые относятся к духовности, потому что они, преломляя наставления учителя через призму эгоизма, неспособны принять и оценить то, что им дали.

Как человек проявляет благодарность к жизни и как она на него влияет?

Благодарность к жизни охватывает все виды благодарности. Потому что моя жизнь в ее совокупности — это мои друзья, родители, страна, в которой я живу, это мои внутренние переживания, события моей жизни и священные моменты, мое отношение к тайне… Все это — моя жизнь. Учителя обучали нас знаниям и умениям, а в данном случае учителем выступает сама жизнь, сама судьба.

Благодарность — это всегда память о хорошем деле, констатация свершившегося факта. Когда мы благодарим, то радуемся тому, что уже произошло, открываем в настоящем дорогу будущему.

В детстве мы недооцениваем заботу и любовь родителей и понимаем это лишь тогда, когда сами становимся родителями. Часто мы недооцениваем друзей, привыкая к их присутствию в нашей жизни. И порой мы недооцениваем многое другое из того, что нам дано.

Порой наш собственный свет гаснет, и потом вновь возгорается от искры другого человека. Каждый из нас имеет основание думать с глубокой благодарностью о тех, кто разжег пламя внутри нас.

Альберт Швейцер

Благодарность помогает душе открываться, становиться более восприимчивой и дарующей, поэтому иногда это качество понимают как очищающую добродетель. Она очищает и возвышает душу. Иногда надо остановиться, выйти за пределы своих повседневных забот и проблем, чтобы заметить, что эти люди и эти события действительно сыграли в моей жизни важную роль.

Так, в первых строках своих «Размышлений» древнеримский философ Марк Аврелий упоминает всех, кому обязан своими лучшими качествами: «От Вера, моего деда, я унаследовал сердечность и незлобивость. От славы моего родителя и оставленной им по себе памяти — скромность и мужественность… От матери — благочестие, щедрость, воздержание не только от дурных дел, но и дурных помыслов. А также — простоту образа жизни, далекую от всякой роскоши... От богов — то, что у меня хорошие деды, хорошие родители, хорошая сестра, хорошие учителя, хорошие домочадцы, родичи, друзья, почти все. И то, что я никого из них ничем не обидел, хотя у меня есть такая склонность, и при случае я мог бы это сделать».

Он вспоминает всех и благодарен каждому из них. Меня удивило то, что философ отмечает достоинства, которым научился у каждого. Можно задаться вопросом: чему мы научились и что унаследовали от близких людей? Кто способствовал рождению лучшего в нас? Чему мы научились у природы?

Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь. И есть улыбка, ради которой пойдешь на смерть.

Антуан де Сент-Экзюпери, «Письмо заложнику»

Ведь все, что нас окружает, в каком-то смысле преподносит нам свои уроки… Так, небо учит нас способности охватывать все — ничто не должно оставаться вне нашего внимания, ничем нельзя пренебречь, в мире нет вещей незначительных. Дерево говорит нам о необходимости иметь прочные и глубокие корни, о вертикальности, соединяющей небо и землю. Все говорит с нами, но для того чтобы учиться, надо слушать и услышать диалог, который ведет с нами существование.

Как благодарить себя?

Сегодня много говорят о благодарности себе. Я предпочитаю формулировку «похвала себе». Можно сказать себе: «Молодец!», но говорить себе «спасибо» как-то странно. Потому что за мной стоит моя история, события моей жизни, мои друзья, моя судьба и все, что когда-либо со мной происходило. Я думаю, что лучше испытывать благодарность к другим. Себя же достаточно просто похвалить, и лучше в меру.

Могу посоветовать очень хорошую практику для замечательного настроения. Каждое утро, просыпаясь, скажите: «Доброе утро, солнышко, доброе утро, Боженька, спасибо за все». От этих, казалось бы, простых фраз улучшается настроение, и день складывается очень хорошо. Если я говорю вам «доброе утро, солнышко» или «спасибо», это значит, вы присутствуете в поле моего внимания, вы важная составляющая моего мира, вы мне небезразличны, и меня согревает и радует ваше присутствие.

Интервью для интернет-портала «Колесо жизни». Беседовала Наталья Тлумацкая

You have no rights to post comments