История гербов началась много тысяч лет назад. Каждое племя или род почитало своими заступниками различных животных или птиц: медведей, орлов, волков, оленей и др. Их изображали перед входом в жилище, на стенах, их брали на охоту и на войну. Считалось, что они приносят удачу и защищают от бедствий, поскольку являются проводниками божественной силы. Это и были первые известные нам родовые символы, так называемые тотемы.

Вы заметили, что Москва как-то незаметно и вдруг на наших глазах превратилась в строительную площадку? Столько в Москве не строили, наверное, лет сто — с тех пор, как на рубеже XIX и XX веков неожиданно пришел и так же стремительно покинул нас блистательный модерн, превративший город в миф, а москвичей — в сотворцов новой художественной реальности.
То время не было, да и не могло быть долгим. XX век поставил новые, демократические задачи. Появился конструктивизм, потом сталинский классицизм, потом утилитаризм. Сейчас жизнь стремительно меняется, и новый процесс требует новых архитектурных форм. Обособившись в XX веке от мира, в конце столетия мы вновь вошли в общее архитектурное пространство, и, как в любом крупном городе Европы или Америки, в Москве царит «постмодернизм», то есть «то, что после модернизма».
Каковы же черты новой архитектуры? Прежде всего, она не самодовлеет, как это могло бы показаться. Она внимательна к миру, она обращается ко всем жителям Земли и к отдельному человеку. Огромные сверкающие плоскости сине-зеленого стекла будто разговаривают с космосом или океаном. Однако этим зданиям, несмотря на яркость и фееричность, свойственен контекстуализм — стремление встроиться в контекст города. Здания банка в Даевом переулке и банка «Лукойл» в Звонарском переулке даже получили специальную премию за встроенность в среду (необычен проект в Звонарском переулке — среди трущоб, выселенных жильцов и бомжей, в атмосфере Садового кольца 90-х годов).

Вы не знаете, что такое золотой снитч? Похоже, вы безнадежно отстали от жизни.

Хроника событий
В 1997 году никому не известная школьная учительница Джоан Роулинг задумала написать сказку для детей, представила свой проект на суд Шотландского совета искусств и получила одобрение. Книга вышла, тираж раскупили. Тут-то все и началось!
О «Гарри Поттере» — а это был именно он — заговорили сразу. Роман мгновенно занял верхние строчки во всех мыслимых и немыслимых рейтингах. И стал самой покупаемой, а главное — читаемой детской книгой в Британии, а через год в США.

В благословенной Элладе, земле богов и героев, эту музу называли Эрато. Имя ее происходит от древнегреческого «Эрот» или «Эрос», означающего любовь. Верным и постоянным ее спутником был Эрос, но только не пухленький и розовощекий Купидон с луком и стрелами, так часто встречающийся на картинах эпохи барокко, а древнейший и вечно юный бог, сын самой Афродиты, богини Любви.
Эрато не только муза любовной лирики или мелики, то есть песен, исполняемых под струнный аккомпанемент, — это лишь одно из проявлений вдохновения, подаренного ею. Эрато считалась основательницей особого рода песни — гамелиона (в переводе — «свадебное пение»), подобно тому как Каллиопа считалась музой героической песни, а Полигимния — гимнов богам.

По сравнению с передачей «За стеклом» и дискуссией вокруг, это, конечно, цветочки. Но в гипотетическом рейтинге событий-2001 чуть было не случившаяся реформа могла бы занять призовое место. Сейчас страсти улеглись, и можно спокойно разобраться, в чем, собственно, дело.
На самом-то деле никакой реформы и не было. Просто летом в Государственной думе решали судьбу русской орфографии и пунктуации — обсуждали проект нового Свода правил. Проект депутаты отклонили (пока) — отправили на доработку, и начавшаяся пять лет назад в Институте русского языка РАН работа над Сводом новых правил продолжается. Так что мы еще рискуем, проснувшись однажды утром, узнать, что жи и ши пишутся уже как-то иначе...

Она всегда изображается закутанной в тонкое прозрачное покрывало, ее голова увенчана венком из скромных цветов, лицо озарено таинственным и прекрасным светом.
Полигимния. Муза молитв и священных гимнов, божественного пения и обрядовых танцев. К ней взывали люди, когда стремились выразить свои мысли и чувства в стихах, обращенных к богам. В этих стихах они благодарили за благословение и вдохновение, за присутствие в своей жизни.
Основой мистических чувств древних эллинов, чувств, связанных с проявлением музы Полигимнии, было осознание таинства жизни и одухотворенности всего окружающего мира. Музы даруют человеку божественный дар стихосложения. Так рождается поэзия. Примером такой поэзии могут служить гомеровы гимны, гимны орфиков. Сейчас уже сложно определить их авторство, но ясно, что сохранилось уникальное собрание молитв-призываний, которые использовались на протяжении многих веков в практике мистерий древнегреческой религии. В гимнах проявляются основные черты мировоззрения древних греков: обожествление природы, освящение труда и человеческого единства, объявление бога в борьбе, истине и красоте, тяга к духовному восхождению.

Сегодня мы поговорим о происхождении и значении пирамидальной структуры и пирамидальной системы.
Всем нам хорошо известно, что такое пирамида. Это геометрическое тело, в основании которого находится, например, квадрат, а грани представляют собой треугольники, количество которых равно количеству сторон основания. Позже мы увидим, как образуется пирамида.
Во всех древних цивилизациях пирамида была символом религиозности, независимо от того, идет ли речь о хорошо знакомых нам пирамидах Египта, о пирамидах доколумбовой Америки, пирамидах-алтарях или пирамидах-курганах. Кроме того, пирамида является символом и эмблемой священной горы, то есть это один из самых древних элементов универсального символизма.

Водительница муз Каллиопа носит на челе золотую корону — как знак своего старшинства.
В переводе с греческого «Каллиопа» означает «прекрасноголосая». Именно от своей матери легендарный древнегреческий герой и певец Орфей унаследовал дар волшебного пения. Его голос творил чудеса: зачарованные дивной красотой его пения, волны и ветер смирялись, отступали дикие звери, успокаивались безумствующие эринии. Когда во Фракии Орфей был растерзан вакханками, Каллиопа, подобно древнеегипетской богине Исиде, искавшей части тела Осириса, собрала окровавленные куски тела Орфея и погребла их на вершине горы Пангея. Лишь голова певца с его неразлучной лирой упала в море, и волны вынесли ее на остров Лесбос. Там она была помещена в расщелине скал и изрекала пророчества еще несколько веков.

С глубокой благодарностью театру «Акторионес» за один час, который позволил немного больше узнать о древнем Театре.

В детстве нас учили, что театр по сравнению с действительностью — всего лишь выдумка, копия, более или менее искаженно передающая суть оригинала. Это ложь! Театр — это высшая Реальность, не стиснутая рамками пространства и времни.
Х.А. Ливрага. Театр Древней Греции

На полутемной сцене мечутся черные фигуры... Воздух вибрирует от грохота сталкивающихся медных щитов... Душа замирает в страхе и каком-то первобытном восторге перед разбушевавшейся стихией, но где-то в глубине затаилась печаль, потому что частью сознания ты понимаешь, что старый мир рушится на глазах и превращается в хаос.
Внезапно грохот сменяется пронзительной тишиной, не нарушаемой шепотом и обычным шуршанием программок. Тишина сменяется удивительно красивым, мелодичным пением, напоминающим старинные григорианские хоралы...

Человек странствует по дорогам Времени. Эти дороги отмечены вехами, которые помогают нам увидеть, сколько пройдено, дают возможность знать, куда мы идем и что ждет нас впереди. Самые простые из них, своего рода «верстовые столбы» дорог Времени, — это моменты встречи Нового года. Но из всех вех особо выделяются те, что отмечают начало новых этапов — как в жизни отдельного человека, так и для больших и малых групп людей.
С древнейших времен начало любого нового этапа символизировалось открытием или прохождением врат, переходом через порог. Римляне строили триумфальные арки для встречи своих воинов-победителей, греки специально разбирали часть городской стены для торжественной встречи героев Олимпийских игр, Вещий Олег прибил свой щит к вратам Цареграда в знак победы, — все это знаменовало новые этапы в жизни народа. Даже символическое разрезание ленточки — это отголосок той же традиции открытия врат, символизирующего разрушение преграды, стоящей на пути.