Каждый музыкальный инструмент своим неповторимым тембром, особой харизмой отражает одну из граней человеческой души, одну из граней нашего мира. А с чем у вас ассоциируется лира? Попробуйте представить себе звучание этого инструмента… Какие образы, какие чувства пробуждаются в вашей душе? Прозрачность, чистота, гармония, звездное небо, Аполлон, Музы, Орфей?.. Чувствуете, мы еще не слушали переборы струн, а в воздухе уже что-то витает…

Скарабей — один из самых известных символов Древнего Египта. Египтяне всегда вдохновлялись природой, она была для них Учителем, великой книгой жизни. Все в природе, от самых маленьких ее обитателей до таинственных звезд и галактик, скрывало в себе глубокие учения и истины, все становилось ключом для разгадки и понимания бесконечного числа тайн человека и Вселенной.

LampadkaВ Египте, в одной из древних гробниц, были найдены странные лампадки — из белого алебастра, дымчатые, непрозрачные, гармоничные, но довольно обыкновенные, с вырезанными на внутренней стороне иероглифами, которые были не видны снаружи. Но когда в них зажгли огонь — лампадки преобразились. Они стали прозрачными и хрустально чистыми, символы и знаки проявились на них. Лишь с огнем лампадки открылись во всей своей красоте...

Каменные, железные, но чаще глиняные лампадки сопровождают нас тысячи лет. Такие же разные, как мы, с едва заметной асимметрией форм, с чуть видимым нарушением равновесия, создающими ощущение внутреннего движения, они напоминают живых существ. Лампадки удивляются, вглядываются в тебя, хмурятся, улыбаются, чего-то ждут. Маленький глиняный сосуд, сделанный руками и похожий на ладонь-чашу, — он служит нуждам человека и в то же время хранит великое таинство жизни, помогает открыть человеку — Человека.

Каждому, кто отважился найти Грааль, говорят легенды, предстоит пройти трудный путь испытаний. Быть хранителем Грааля — далекая вершина, цель долгого, длиной в целую жизнь странствия. Немецкий миннезингер XIII века Вольфрам фон Эшенбах подробно описал этапы этого пути. Давайте и мы вслед за его героем Парцифалем пройдем извилистой тропой внутреннего поиска.

Когда основателю буддизма Будде Шакьямуни пришло время покинуть этот мир и погрузиться в нирвану, он отправился в местечко Кушинара в Индии, встал на камень и обратился лицом к югу. На камне остались отпечатки его стоп как напоминание людям о пребывании на земле великого учителя. Внутри отпечатков людям открылись благотворные знаки, среди них — изображение алмазного жезла ваджры, важнейшего символа буддизма.

Мир символов живёт в нас

Далеко не всегда бывает возможно выразить словами всё то, что мы чувствуем и понимаем. Есть явления, состояния, события, суть которых нельзя разложить по полочкам, объяснить математическими формулами. В загадочных глубинах человеческой души таятся жемчужины опыта, заключающие в себе тысячу и один смысл, тысячу и одно переживание, тысячу и одну тайну. В сокровищнице духовной культуры человечества хранятся бесценные знания о человеке, природе и Вселенной, великие идеи и творения человеческого духа, за которыми стоят длинные цепочки событий, причин и следствий, судьбы многих поколений. Для их постижения всегда был необходим особый подход души, ибо нашим обычным рациональным умом познать их невозможно. Испокон веков всякий раз, когда перед человеком вставала необходимость увидеть мир целостно, соединить видимое и невидимое, связать между собой прошлое, настоящее и будущее, совершенно новое и поистине древнее; всякий раз, когда душа его рвалась к новым далям, для достижения которых нужно было преодолевать границы жизни и смерти, пространства и времени и постигать вечные законы бытия; всякий раз, когда для объяснения и выражения этого одних слов было недостаточно — человек прибегал к удивительному языку символов.

Пожалуй, нет ни одного уголка на Земле, где бы ни знали легенд и мифов о драконах. Эти загадочные существа занимали умы людей с древнейших времен, постепенно изменяясь и обретая все новые черты и формы, на первый взгляд противоречащие друг другу: подобно Шиве, дракон воплощает то силу жизни, то силу разрушения.

Господи, как хорошо, что не только у детей, но и у взрослых теперь есть зимние каникулы! И что взрослые, подобно детям, не стесняются получать радость и удовольствие от того, что делают. Как приятно, согласитесь, не спеша пройтись по магазинам и выбрать подарок дорогому человеку! Не очередной галстук, или духи, или еще какую-нибудь вещицу из стандартного набора, а нечто особенное, что порадует именно его, пусть даже другие и не поймут вашего подарка. Или взять любимую книгу, пододвинуться поближе к камину и на некоторое время перенестись в другой мир, следуя за мыслью автора или просто наслаждаясь красотой языка. А потом отложить книгу и еще долго смотреть на огонь, заново переживая и обдумывая прочитанное. Или пойти в лес. Не на шашлыки, не в поход, а просто так — идти по тропинке, смотреть по сторонам, дышать воздухом. Что-то приятно-необычное происходит с нами в это благословенное рождественское время. Привычная суета уходит, мы немного теряем голову от слишком большой дозы красоты бытия, полученной без подготовки; наше легкое головокружение сродни тому, что испытывает человек, вышедший на свежий воздух из душной комнаты, в которой провел целый день. И даже небо, кажется нам порой, становится неуловимо ближе.

Странствия и паломничества, входы в лабиринты и храмы, обряды, праздники и гадания были немыслимы без свечи. Свеча — вечный спутник человека на дороге жизни. Она свет во тьме. Озарение. Живительная сила. Надежда. Символ человеческой души, ее внутренней силы: одной маленькой свечи достаточно, чтобы разомкнулась тьма, — и ее стойкости и вертикальности: пламя свечи, как бы ее ни поворачивали, всегда устремлено к небу.

«Наконец раздался высокий серебряный звон колокола, и дверь распахнулась, впуская детей в Рождество. Они остановились на пороге, застыв от удивления. Комната купалась в золотом свете сотен свечей. У стены, горделиво поднимаясь до потолка, стояла рождественская ёлка. Тонкие свечи мерцали на ней, будто зелёные ветви заманили все звёзды зимы, чтобы осветить плоды лета, висевшие среди хвои: серебряные и золотые яблоки, бутоны засахаренного миндаля, марципановые цветы, позолоченные орехи и ягоды...» (Гофман «Щелкунчик»). Не правда ли, когда в доме появляется ёлка и запах хвои наполняет комнату, всё вокруг меняется: в душе вновь рождается детское ощущение тайны и ожидания чего-то необыкновенного и чудесного.