Что такое «предмет на конце шнура»? Не торопитесь отвечать: «Электрическая лампочка или микрофон!» Ведь спрашивающий может иметь в виду нэцкэ: слово это в переводе с японского буквально и означает — «предмет на конце шнура», «маленький висящий предмет» или «прикреплять и подвешивать».
Нэцкэ — удивительные произведения японской миниатюрной пластики, изящные резные фигурки со сквозными отверстиями — некогда возникли с целями вполне бытовыми. Дело в том, что традиционный японский костюм не предусматривал карманов, и все необходимые мелкие предметы подвешивались к поясу с помощью шнура, который связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли и прикрепляли нэцкэ — в качестве противовеса.


Справедливости ради следует заметить, что родиной нэцкэ является Китай, подвесные брелоки там изготавливали еще в III веке до н.э. В Японию мода на нэцкэ пришла только во второй половине XVI — начале XVII века. И распространению их способствовали «запреты на роскошь», благодаря которым офи-циально разрешенная город-ская одежда стала выглядеть весьма скромно, а нэцкэ остались почти единственным ее украшением. Неудивительно, что столь важной детали кимоно стали уделять много внимания.
Запросы увеличивавшегося городского сословия стимулировали появление виртуозных мастеров нэцукаси — резчиков нэцкэ. Изготавливали нэцкэ из самых разных материалов: из дерева, слоновой кости, оленьего рога, клыков вепря и медведя, моржовой кости, древесных корней, латуни, меди. Потом стали появляться изделия из коралла, нефрита, янтаря, панциря черепахи. Использовались в качестве нэцкэ и маленькие тыквы-горлянки, и красивые раковины.
Но из какого бы материа-ла ни делались нэцкэ, им следовало быть гладкими, иметь обтекаемую форму, без выступов, острых углов и граней, и в идеале — хорошо помещаться в сжатой ладони. При этом сквозные отверстия не должны были портить композицию.
Нэцкэ бывают нескольких видов, а самые распро-страненные и многочисленные — катабори, фигурные нэцкэ. Это миниатюрные резные изображения людей, животных, птиц, цветов, рыб, богов, героев японского эпоса, богов индийского и китайского пантеонов, знаменитых полководцев, поэтов и даже героев романов. Словом, сюжетам нэцкэ нет числа! Они — неисчерпаемый источник для изучения нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений, историче-ских, театральных, литературных и бытовых реалий Японии прошлых веков.
Среди изображений божеств самыми популярными всегда были Ситифуку-дзин — Семь богов счастья. Это шесть богов: Дайкоку, Эбису, Хотэй, Дзюродзин, Фукурокудзю и Бисямонтэн — и богиня Бэндзайтэн. В такой божественной группе представители синтоизма, буддизма, даосизма и индуизма прибыли в Страну восходящего солнца на корабле сокровищ — такарабунэ, чтобы присматривать за справедливым распределением семи благ, установленных по приказу правителя Токугава монахом по имени Тэнкай (1536–1643). Эти блага — долгая жизнь, материальное благоденствие, честность, удовлетворенность жизнью, известность, мудрость и сила. В нэцкэ Ситифукудзин изображались и в группе, и порознь.
Самый любимый из семи — Хотэй, «Холщовый мешок», бог счастья, веселья, общения и благополучия. Его принято изображать улыбающимся бритоголовым толстяком в монашеском одеянии. Мочки ушей у него, как правило, сильно вытянуты. Хотэй почти всегда бос, его толстый животик отнюдь не результат неумеренного аппетита, а воплощение его неизбывной жизненной силы. Считается, что, если потереть живот Хотэя 300 раз, держа в уме свои заветные желания, они непременно сбудутся. Типичные атрибуты Хотэя — четки, веер и мешок. Иногда вместо четок и веера этот веселый бог держит посох, связку волшебных грибов, монеты или жемчужину. Часто ком-панию Хотэю составляют дети числом от одного до четырех. В этом случае трак-товка образа нэцкэ приобре-тает дополнительный благо-желательный подтекст.
У Хотэя был прототип — легендарный дзэн-буддийский монах, которого знали под именем Ци Цы и который проживал в эпоху Тан (618–907). Этот монах, по натуре эксцентричный мечтатель, пренебрегал монашеским уставом, повсюду разгуливал в непристойно распахнутой одежде и с удовольствием нарушал все общепринятые нормы поведения, но зато там, где он появлялся, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние. Если кто-то спрашивал, что в его мешке, он отвечал, что там у него весь мир. Ци Цы был канонизирован и причислен к Семи богам счастья в эпоху Токугава.
Хотэй считается еще и воплощением Майтрейи — Будды грядущего образцового миропорядка.

You have no rights to post comments