20-21 июня — летнее солнцестояние, середина природного лета и самый длинный световой день в году, когда солнце достигает максимально высокой позиции. Само слово происходит от латинского solstitium, означающего «солнце остановилось».

В средних широтах в течение астрономической зимы и весны солнце ежедневно в полдень (точнее, в истинный полдень) поднимается все выше над горизонтом, а в день летнего солнцестояния «останавливается». Затем оно изменяет свое движение на обратное, каждый день в полдень опускается все ниже и, в конце концов, в момент зимнего солнцестояния снова «останавливается», чтобы потом начать подниматься.

 

Для древних солнце обладало божественной властью над всем живым, а летнее солнцестояние означало наивысший расцвет всех сил природы, который воплощается в изобилие с созреванием урожая. Кроме того, в традиционных культурах существовало представление о том, что в момент солнцестояния мир людей сближается с миром богов и возможно их соприкосновение, только зимой боги спускаются к людям (Дед Мороз с подарками — след этих представлений), а летом люди могут возвыситься до богов.

Иванов день германских, скандинавских и прибалтийских народов, кельтская Лита и славянский Иван Купала — древнейшие европейские праздники, приуроченные ко дню летнего солнцестояния, — были связаны с огнем и с водой. Главная традиция праздника — разжигание костров, символизирующих победу света над тьмой и призванных «помочь» солнцу одолеть верхушку неба. Вечером делали горящие колеса и спускали их с небольших холмов, олицетворяя заход солнца. Потом разжигали костры и поддерживали их до утра, приветствуя новое солнце.

Всю ночь никто не ложился спать, люди гуляли, веселились и праздновали до рассвета. Празднующие украшали себя и жилища ветками, гирляндами и венками из цветов. Выходили петь, танцевать и водить хороводы, а также участвовали в ритуальных церемониях. С помощью обрядов выражали приветствие союза Солнца и Земли, призывали будущий урожай и благополучие, отпугивали злых духов. На солнцестояние было принято выбирать суженых и совершать брачные обряды: прыгать через костер взявшись за руки, обмениваться венками (венок — символ девичества). Люди верили, что в Иванову ночь наибольшую чудодейственную набирают травы, поэтому собирали целебные травы и корни.

Но самая загадочная традиция летней ночи накануне Ивана Купалы была связана с цветком папоротника. Считалось, что в полночь расцветает на мгновение этот  «златоогненный» цветок. Человек, сумевший найти его, преодолевший непреодолимое, совершивший невозможное, обретает самое большое сокровище на свете. Какое? До нас дошли лишь сказания о людях, получивших способность видеть все спрятанные в земле клады, понимать язык зверей и деревьев. Как бы то ни было, этот несуществующий цветок — символ совсем не материальных богатств, а сокровищ иного плана — способности тонко чувствовать мир, природу, других людей, видеть иную, скрытую сторону бытия… Купальская ночь хранит свою тайну.

Традиция празднования летнего солнцестояния существует и сегодня. Кто-то считает эту дату началом лета, кто-то — его разгаром. Но в любом случае она воспринимается как кульминационный момент года, когда природа находится в самом расцвете.

Сейчас, в момент пика природных сил, самое время «проращивать» те зерна, которые были символически посажены весной. Своими действиями, усилиями и даже сверхусилиями приближать свои цели. И самое время искать цветок папоротника!

 

 

You have no rights to post comments