Вон, во дворе, стайка курносых карапузов, перебивая друг друга, с упоением играют в игру с простым и хорошо известным названием: «Кем я буду, когда вырасту». Профессии, обычно, выбираются по взрослым меркам либо малозначительные, либо запредельно фантастические:
–    Я буду шофером. Весь день буду рулить и бибикать.
–    А я буду милиционером. У него такие красивые блестящие сапоги и полосатая палочка.
–    А я буду мороженщицей, целый день буду есть мороженое сколько захочу!...
–    А я...
–    А я...


***

Играли в эту игру и мы. Я помню, что однажды, неожиданно для себя и других я сказала: «А я буду... мамой». Хихиканье, усмешки, возмущенные крики. «Мама – это не профессия, так не честно,» – сказала одна из моих подружек, покручивая косичку.
Удивительно (а может, закономерно?), но спустя годы, оглядываясь назад, я понимаю, что тогда, не осознавая, была гораздо мудрее. Да, мама – это профессия,  ей надо посвятить если не всю жизнь, то значительную ее часть: жить, радоваться общим победам, огорчаться общим неудачам, учить и… учиться. Но это стало понятно много позднее.
А с чего же началось мое обучение?
Позади большой период детства и юности со своими наивными и романтическими мечтами, и вот я – будущая мама. Весь этот красивый, сложный и немного таинственный период окрашен для женщины в розовые и голубые тона, конечно для тех, кто в это время мечтает о том, что скоро будет мамой.
Упущу все подробности сомнений, тревог, переживаний и надежд будущей мамы. Вспомню, пожалуй, лишь одно: снящееся по ночам детское личико и мысль о том, что мой ребенок обязательно будет самый-самый: самый красивый, самый умный, самый добрый. Ведь иначе и быть не может: мое дитятко, мое продолжение, МОЙ ребенок.  
Но этот, можно сказать, романтически-утопический период  в жизни любой мамы всегда подходит к концу. Как говаривал один врач: «Хронических беременностей не бывает».
 И вот оно – свершилось! У тебя на руках, рядом с тобой в кроватке – твой ребенок.
«В нем восемь фунтов воды и горсть углерода, кальция, азота, серы, фосфора калия и железа. Ты родила восемь фунтов воды и два – земного праха. А каждая капля этого твоего ребенка была паром облака, кристаллом снега, мглой, росой, родником.
Ты лишь собрала воедино то, что было.
Среди миллионов людей ты родила еще одного, одну – что? – былинку, пылинку – ничто.
Но это ничто – кровный брат морской волне, вихрю, молнии, солнцу и млечному пути. Эта пылинка – сестра колосу, траве, дубу, пальме – птенцу, львенку и жеребенку, щенку.
В ней есть то, что чувствует и исследует, страдает и устремляется – радуется, любит, надеется, ненавидит – верит и сомневается, приемлет и отвергает.
Эта пылинка охватывает мыслью  все: звезды и океаны, горы и пропасти, все, все, все...»
Первые минуты, часы, дни, от них ждешь чего-то сказочно-неожиданного...
А на деле? Неумолкаемый крик, бессонные ночи, пеленки, нервы по поводу отсутствия молока и еще очень много всяких «прелестей», и тех, без которых не обойдешся, и тех, которые усталая психика «подсовывает» на благодатную почву.
В этой жизни-марафоне обычно очень быстро забывается о том, о чем так много думалось и мечталось в те долгие девять месяцев спокойствия и умиротворения.
И вот первый «крик души» неопытной, неоперившейся мамы: «О Боже! Это же совсем не то, что я хотела, о чем мечтала! За что? Как мне жалко себя!”
Конечно, бывают и исключения, но ,как правило, все молодые мамы проходят через это состояние тоски и безысходности бытия.  У психологов и педагогов есть на этот случай даже специальный термин: “Послеродовая депрессия”.
Можно ли этого избежать? Рискуя вызвать неодобрительные возгласы специалистов, хочется сказать: А надо ли? Может быть, это и не нужно? Не зря же в народе говорят: самое трудное – самое ценное... Как в любом обучении, в освоении новой профессии – мамы – должны быть и трудности, и испытания, и ошибки. Главное, чтобы результатом стал опыт, взросление души.
И все же, даже в самые трудные, тяжелые минуты, нас, мам спасает порой один беглый взгляд на фотографию, где наш малыш счастливо улыбается или удивленно смотрит на нас, или мимолетная мысль о том как он нам все-таки дорог, этот наш крикун и капризуля…
Время идет, и одни проблемы сменяют другие. Да, уже не кричит 24 часа в сутки, но требует, чтобы его все время носили на руках; да, уже не такой беззащитный, но лезет везде, где можно и где нельзя, – глаз да глаз за ним, а вдруг... И дальше, дальше, дальше...
Давайте остановимся и на минутку-другую. Ведь чем раньше мы поймем необходимость этой остановки, тем меньше ошибок совершим, тем больше у нас шансов не провалиться на экзамене на звание мамы. Давайте остановимся, забудем обо всем, для того, чтобы задать себе главный вопрос: Счастлива ли я? В чем мое, мамино счастье?
Наука быть мамой... А может быть искусство? Дар божий или судьба, которую мы сами выбираем?
Милые мои мамы! Молодые и опытные, ласковые и строгие, считающие себя счастливыми и не верящими в свое счастье!
Задайте себе вопрос, как однажды, увы, позднее чем хотелось бы, задала его я: что для нас важнее – проблемы и испытания, уготованные нам, мамам, или благословение чего-то неземного, дарованное нам в образе нашего ребенка, каким бы он нам не казался?
Задайте и успокойтесь, помолчите и послушайте тот голос, что ответит вам из глубины вашей материнской души – именно этот ответ и будет правильным. И тогда все встанет на свои места.
 Между вами и вашим ребенком искрится счастье, просто в погоне за чем-то другим мы не замечаем эти искорки...
Вы счастливы, и даже если вы скажете, что это не так, - я не поверю. Наверняка в вашей жизни была хотя бы одна минута, хотя бы один миг, когда ваш ребенок дотронулся до каких-то самых тонких, едва уловимых струн вашей души и заставил вас улыбнуться или расплакаться, усомниться или поверить в себя, почувствовать себя такой счастливой!
Ведь разве это не счастье – смотреть друг другу в глаза, ткнуться носом в его курносую носопырку, подглядеть как он играет, оставшись один – нет, не играет – живет в своем сказочном мире, где оживают картинки из книг, а куклы становятся друзьями; с легкой грустью подумать: «Да, а я уже не могу, не умею так...».
…А действительно ли, нет? Да, конечно, очень сложно в нашем взрослом мире с его суровыми материальными законами и правилами  позволить себе побыть хоть немного ребенком... Но нам то легче,  ведь рядом с нами живет он,  наш ребенок, и нам надо только не закрываться,  не отстраняться,  впустить его в свою жизнь, его мир соединить со своим, и тогда он многому научит вас.
***
«Ранняя весна.  Я с пятилетней дочерью выхожу из дому, а на улице валит снег и все кругом белым бело –  облеплено мокрым снегом. Девочка начинает хныкать – холодно, ветер, а она уже попривыкла к  теплым денькам. Я,  пытаясь остановить нарастающую бурю, говорю, стараясь передать в голосе удивление и восхищение: «Алена! Ты посмотри, к нам в гости пришла зимняя сказка! Наверное уже в последний раз в этом году.» С удовлетворением замечаю, что дочь успокоилась. Почти всю дорогу Аленка шла тихо, что-то бормоча себе под нос.
Наступило следующее утро. Последняя ступенька подъезда, и вдруг Алена останавливается и замолкает. Я,  как водится, тороплюсь и тяну ее за руку, но девочка продолжает стоять и как будто настраивается на что-то.  А потом тихо, почти шепотом, спрашивает: «А сегодня тоже есть?». Я нетерпеливо нервничаю: «Что? Что есть?». «Сказка,» – с загадочной улыбкой отвечает дочь. Спасибо переменчивой весне – в тот день она снова подарила Алене сказку, а мне – на секунду – ощущение абсолютного счастья...
В мистическом ожидании чуда моего ребенка я вдруг нахожу частичку самых сокровенных уголков своей души, в его чистых ярких и сильных переживаниях – свою далекую мечту о романтике, поэзии,  философии.
Ведь дети – и романтики, и поэты, и философы.
«Я читаю сыну (8 лет) очередную нотацию: «Опять ты..., Сколько можно..., Все одно и то же, Надо же извлекать уроки из ошибок, надо наматывать себе на ус!». «Эх, мама,» – с тоской в голосе отвечает мой сын, – «главное – не намотать!».
«А что же», – спрашиваю. «Главное – заткнуть, чтоб не размоталось!»
***
Мой ребенок научит меня... Смешно? Нет, это серьезно. Мой ребенок, как это не покажется странным и удивительным, стал моим первым учителем.
«Мой четырехлетний сын крутится вокруг меня, «занятой своими делами», в комнате играет магнитофон – торжественно и серьезно – «Григорианские хоралы». Я, полностью погруженная в свои заботы, слышу откуда-то издалека голос Алеши: «мама! Выключи музыку! У меня глазки болят. Ухватывая часть фразы, я назидательно бурчу что-то о том, что он опять лезет руками в глаза, что так недалеко и до конъюктивита, что когда он не слушает маму всегда так получается... И в этот момент мой взгляд (наконец-то!) падает на сына. А он – просто слушает музыку и плачет...»
Чистота ребенка обезоруживает, заставляет задуматься, улыбнуться, почувствовать вдруг крылья за спиной!
***
 Помните, тогда, давным-давно или, может быть, только вчера, мы мечтали: мой ребенок будет самый-самый...
Давайте же вспомним об этом сейчас. Прошла почти вечность со  времени, когда мы жили в ожидании своего ребенка.

Однажды на родительском собрании в детском саду, куда ходила моя дочь, нас попросили написать … сочинение на тему «Мой ребенок самый самый, потому, что…».  Вот выдержки из него.
***
«Мой ребенок – самый-самый, потому, что он – мой маленький большой учитель.
Он учит меня радоваться тому, что листочки уже появились, а дождик умывает их;
Он учит меня прощать плохое настроение, непоследовательность, занятость;
Учит терпению,
Учит рисовать маленького барашка,
Учит мечтать и верить в свою мечту,
Учит открывать мир, показывая свой – огромный и разноцветный, сияющий всеми цветами радуги,
Учит мимолетности и незначительности суеты, ведь все это – «пустяки, дело житейское».
Нет, конечно, это не маленький гений, не идол, на которого я молюсь.
У него есть немало проблем со скромностью, внимательностью, капризностью, хитростью, и еще с чем то... Но, все таки он – самый-самый, потому что он любит меня такой, какая я есть, не за, а вопреки, и очень хочет, чтобы я и все вокруг носило частичку неба, ведь в его глазах она часто хорошо, очень хорошо видна.
Как гром с ясного неба это было неожиданно, но это помогло мне понять одну простую истину.  
Мой ребенок действительно учит меня! Учит меня быть мамой, а я – учусь, иногда на «3», иногда чуть лучше, а вообще-то – с переменным успехом…
Но главный урок усвоен: мама – не только и не столько испытание, мама – это благословение и счастье! Главное – научиться чувствовать себя счастливой!
Будем же счастливы, мои дорогие мамы!

You have no rights to post comments