Должен сознаться – я влюблен в Египет. Не как ценитель культуры, а как философ. Однажды я услышал совет, который не забуду: «Когда путешествуете, ищите состояния сознания». Поэтому, с философской точки зрения, для меня Египет – это особое состояние сознания, образ мысли и образ жизни, очень красивый, достойный и человечный, которого так не хватает в современном мире со всеми его благами и достижениями.

Что мы знаем о Египте? Это цивилизация, которая построила пирамиды (конечно их строили рабы, чтобы удовлетворить тщеславие фараонов). Что еще? Египтяне верили в загробную жизнь и, снаряжая туда фараонов, снабжали их всем необходимым: оружием, пищей, сокровищами. Что еще? Египтяне поклонялись животным. Это то, чему нас учили в школе. Так ли это на самом деле? Нет.

Фрагмент иероглифической надписи
Фрагмент иероглифической надписи

Наши представления о Египте далеки от действительности, так как мы все меряем по своей мерке. Египтяне думали и жили по-другому, и это стоит принять. Одна из ошибок – религиозная, пришла к нам из Средневековья. Долгое время полагали, что все древние культуры с их многочисленными богами лишь несовершенные формы, приведшие к монотеизму. Но сами египтяне считали самым ужасным периодом истории страны Фараонов правление Эхнатона, при котором тысячелетние верования и знания были заменены культом единого бога Атона – физического Солнца. Так что они вполне могли бы сказать, что современные религии с культом единого бога несовершенны в сравнении с египетской. Что касается второго предрассудка, то он пришел из тщеславного материализма XIX столетия. Приведу в пример один характерный для того времени текст востоковеда, профессора Жюля Де Мервиля: «Немало позабавили западных ученых и читающую публику молитвы, адресованные различным божествам, отвечающим за отдельные части мумии усопшего, а также живого человеческого тела. Судите сами: в папирусе мумии Петаменофа «анатомия превращается в теогеографию», «астрология используется в физиологии или, точнее, в анатомии человеческого тела, включая сюда и человеческое сердце». «Волосы умершего принадлежат Нилу; его глаза — Венере (Изиде); его уши принадлежат Македо, стражу тропиков; левый висок — духу, сущему на Солнце; его нос — Анубису... Какое странное нагромождение нелепейшего абсурда и самых приземленных молитв... где Озириса просят даровать покойному в ином мире гусей, яйца, свинину...» (De Mirville, Des Esprits, etc., Vol. V, pp. 83—84, 85). Сегодня, когда мы знаем, что египетские надписи нельзя читать буквально, что «гуси, яйца и свинина» - лишь аллегории, описывающие некоторые законы Природы, проявляющиеся в физических телах, нам стоит спрятать свое высокомерие «читающей публики» и понять, что жители долины Нила были вовсе не так примитивны.

Иероглифы в храме в Дендере
Иероглифы в храме в Дендере

Куда же обратиться, если хочешь понять египтян и узнать их образ жизни без исторических искажений? Конечно, к древнеегипетским текстам, которые чудом пережили тысячелетия. Начнем с языка, которым они написаны.

Греческое слово «иероглиф» означает «вырезанное в камне священное слово». В Древнем Египте письменность называлась меду нетер, что приблизительно означает «божественные слова». Так что, если Вы видите иероглифы, то перед Вами текст не повседневный и бытовой, а посвященный таинствам «священного», «божественного», «метафизического» устройства мира (эти три слова взяты в кавычки, так как они слишком современны. Мы должны понимать, что их не было в Египте). Для обыденных целей существовали другие виды письменности, называемые иератическим и демотическим письмом.

Камень бенбен из пирамиды Аменхотепа III
Камень бенбен из пирамиды Аменхотепа III

Иероглифам Египта примерно 5300 лет (самые ранние найденные надписи датированы XXXIII веком до н.э.) Появление первых иероглифов – загадка, ведь египетский язык родился сразу во всем богатстве и совершенстве. Нет свидетельств существования какого-либо примитивного «праязыка». Согласно египетским мифам, письменность даровал людям Бог Тот в начале времен.

В египетском письме нет строгого направления письма. Есть надписи, которые нужно читать справа-налево, слева-направо, сверху-вниз. Направление текста также передавало оттенки смысла. На то, как читать текст указывают специальные знаки, или иероглифы, повернутые в определенную сторону. Чаще всего иероглифы вписывали в квадраты, так как это выглядит гораздо более эстетично. Вообще, важнейшую роль играла красота написанного. По-египетски красота звучит как «неферет» (отсюда имя царицы Нефертари). Одновременно слово «неферет» может означать «божественное», «священное». Красота определялась каноном, существовавшим в Египте изначально. Таким образом религия объединялась с искусством.

Многие иероглифические надписи были выбиты в камне (некоторые, созданные для вечности, врезаны на глубину 40 см), другие написаны на папирусе, изготовление которого тоже было искусством. Часто знаки были цветными, что придает текстам дополнительный смысл, так как цвета выражали некоторые принципы, существующие в природе и в человеке.

Европейские алфавиты основаны на буквах, не имеющих самостоятельного смыслового значения. В Египте вообще не найдено алфавита. Иероглиф же обозначает и звук (или несколько звуков) и определенный предмет или понятие. Более того, у иероглифа есть три уровня: фонетический, контекстный и идеографический (объединенный). Говоря проще, иероглиф одновременно обозначает звук, предмет и идею.

иероглиф «РА»Рассмотрим, к примеру, иероглиф «РА».

Первый знак – образ глаза, второй – протянутой руки. Как звуки они читаются [Р] и [А]. Прочтение довольно условно, так как в Египте были другие звуки, многие из которых не имеют аналогов в европейских языках. Кроме того, на письме были только согласные, поэтому гласные представляют собой договоренность между учеными. То,ч то мы читаем как «А» на самом деле является согласной с оттенком гласной.

После буквенной записи появился знак «Солнце». Такие знаки, обозначающие предмет, называются детерминативами или определяющими символами. Их гораздо больше, чем буквенных знаков и они представляют больший интерес, так как дают контекст и уточняют фонетическую запись.

Возьмем более сложный пример. Имя богини «Хатхор»

Иероглиф «жгут льна» читается как [Х], рождающееся солнце – [Т], молодой человек – [Х], рот – [Р]. Определяющий иероглиф «дом», «огороженный участок» означает дом. Таким образом «Хат-Хор» - это «дом Хора».

На контекстном уровне дом обозначен двубуквенным знаком и снабжен двумя детерминативами: «Хор», то есть сокол и «женская божественность», кобра.

Объединенный символ для знаков «дом» и «хор», графически передают вместилище солнечного принципа.

Из этого примера ясно, что египетский язык, как и египетское мировоззрение, гораздо более сложный и комплексный. Это вовсе не примитивные рисунки, зарисованные с натуры. Еще интереснее становиться, если разобраться, что означают эти знаки с точки зрения египетской религии. Об этом написано много книг, дам лишь одну выдержку: «Хатхор как принцип Природы предает идею вместилища солнечного света в фазе инкубации. Представляет принцип Луны, вмещающей и отражающей Солнце. Лунные ритмы Хатхор проявляются в небе, на земле и во внутренней жизни» (Розмари Кларк «Священные традиции Древнего Египта»). Таким образом, речь идет об обожествленном законе Природы, что намекает на то, что в Египте религия включала в себя науку и, судя по имеющимся данным, очень развитую.

Вот лишь малая часть того, чем были египетские иероглифы и чем они являются по сей день. А теперь немного текстов.

Ложные двери для КаОб отношении египтян к богам

«Мое сердце тоскует по возможности видеть тебя,
О Владыка персеевых деревьев,
Когда шею твою украшают венками из цветов!
Ты даруешь насыщение без вкушения пищи, опьянение без питья.
О, сколь радостно произносить твое имя:
Оно – как вкус жизни, как одежда для нагого,
Как аромат цветущей ветви во время летней жары,
Как глоток воздуха для того, кто побывал в темнице.
Как прекрасно следовать за тобой, Амон, владыка!
Ищущий обретет твое величие!
Прогони страх, помести радость в сердца людей!
Как радостен лик, который видит тебя, Амон:
Он пребывает в празднике день за днем.»
Молитва жреца Амона. XVIII династия

О бессмертии человека

«Я не от земли, я от неба. Я воспарил в небо, как
цапля, я поцеловал небо, как сокол. Я достиг неба…»
«Тексты Пирамид», высказывание 467

«Тростниковые поля наполнены водой, и меня везут
к дальнему восточному краю неба, к тому месту,
где нетеру сотворили меня, где я был рожден новым и молодым»
«Тексты Пирамид», высказывание 264

«Бог света сделал меня мощным…
Я отделился от небесного свода и
поплыл по небу, нежно общаясь с богами»
«Книга идущих дальше», глава 74

Саркофаг Несипахерентахата. X в. до н.э. Дерево, роспись
Саркофаг Несипахерентахата. X в. до н.э. Дерево, роспись

О фараоне

«Если фараон любит, он создает. Если фараон ненавидит, он не может ничего создавать.»
Тексты пирамид

«Хвалить будут тебя за твою доброту. Люби и уважай свой народ, делай все, чтобы он жил в благополучии, ибо действовать во имя будущего, делая добро людям, — это дело благородное.»
Поучения Мерикаре

«Благодаря любви, которую люди испытывают к тебе, твое дело может продолжаться вечно.»
Поучения Мерикаре

«Да живет твоя ка миллионы лет, о ты, любящий Фивы,
Сидящий лицом к северному ветру,
зрящий счастье обоими глазами»
Надпись на церемониальном кубке в гробнице Тутанхамона 

Бронзовая статуя фараона Нехо. Бруклинский музей 
Бронзовая статуя фараона Нехо. Бруклинский музей
 
Статуя Рамсеса II. Египетский музей в Турине 
Статуя Рамсеса II. Египетский музей в Турине
 
Голова статуи Тутмоса I 
Голова статуи Тутмоса I

Оставим наши предубеждения в отношении Египта. Любовь к богам и природе, вера в то, что ничто не умирает, справедливость, доброта и достойная жизнь, - вот что такое для меня Египет, как состояние сознания. Может быть я ошибаюсь, но ведь каждый имеет право искать истину и желать, чтобы мир стал лучше. Это так просто.

 

 

You have no rights to post comments