Окончание.

Начало: Символизм, искусство и технология в Древнем Египте. Часть 1

Колоссы Мемнона

Это два огромных Колосса, говорят, что они находились перед храмом. Они тоже настолько древние, что их трудно датировать. Есть данные, что некогда один из них (а именно тот, который находится слева, если встать напротив) на восходе издавал звуки, соответствующие семи нотам; отсюда их название — Колоссы Мемнона, потому что, как мы уже говорили, у бога Амона, бога Солнца, есть три положения: Мемнон на восходе, Амон в зените и Маамон на заходе.

Аменхотеп II

Это изображение фараона в виде сфинкса. Именно Сфинкс является символом таинства, а также символом четырех стихий. Он представляет собой соединение четырех символических животных этих четырех стихий, увенчанное головой человека. Надо лбом мы видим остатки урея — кобры, иногда она изображается с головой птицы. Также мы видим искусственную бороду, которую носили как знак мудрости и преклонного возраста.

 

Аменхотеп II (Аменофис II) в образе сфинкса. Москва, Пушкинский музей изобразительных искусств

Сфинкс Гизы

Здесь мы видим изображение Сфинкса с львиными лапами и лицом, которое представляет не какого-то определенного человека, а только обожествление человеческого существа. Вы знаете, что так называемый Великий Сфинкс Гизы несет на себе следы многочисленных изменений лица, потому что многие правители хотели придать ему свой собственный облик. Но изначально все сфинксы обозначали обожествленную человеческую фигуру.

Великий Сфинкс на плато Гиза

Храм Хатшепсут

Это высеченный в скале храм, посвященный Хатшепсут, которая была одним из величайших фараонов, когда-либо правивших в Египте. Она надевала мужской костюм и действовала так, как если бы была царем. Самое замечательное то, что в этом храме есть системы пандусов и системы лестниц. Считается, что пандусы служили для подъема повозок, но это сильное упрощение. С символической точки зрения есть другой смысл: пандусы служили для того, чтобы по ним поднимались обычные люди, а лестницы — для того, чтобы по ним поднимались непростые люди, те, кто мог ступать вертикально, кто мог подниматься вертикально. В египетском символизме лестница означает связь Земли и Неба, то есть Исиду.

 Храм Хатшепсут

Павильон Траяна

Здесь мы видим еще один из основных символов — капители в форме открытых цветов лотоса. Заметен и символ Амона-Ра в середине, над дверью. Амон-Ра является символом крылатого Солнца, защитником дверей и шагов. Иногда на дверях изображался также Хепри, скарабей с распростертыми крыльями.

 Павильон Траяна

Рамессеум

Мы видим Колоссов, и самое важное здесь, что четыре Колосса снова изображают не только четырех персонажей, но, с символической и религиозной точки зрения, отражают четыре великие стихии, четыре великие силы, четыре великие колонны, окружающие Хора, на голове у которого символ Солнца, символ Ра. Ра был, следуя традициям Гелиополя, создателем человечества.

 Рамессеум

 

Храм Амона. Гипостильный зал

Мы все видели греческие или египетские колонны, но нам в голову не всегда приходила мысль, почему они раскрыты в верхней части (помимо чисто технических причин, конечно). Люди древности говорили, что колонны должны быть словно люди — открываться только тогда, когда соприкасаешься с высшим. Мы раскрываемся и зацветаем, устремляясь снизу вверх.

 Храм Амона в Карнаке. Гипостильный зал

Храм Амона

Здесь мы видим две фигуры в ритуальных положениях: одна с опущенными вниз руками, сжимающими своего рода цилиндры, которые, в соответствии с традициями египтян, служили им для того, чтобы принять на себя особую ношу. Одна фигура находится в движении, левая нога ее выдвинута вперед. Другая фигура, наоборот, находится в статичной церемониальной позе с двумя Ключами Жизни, с двумя анкхами на плече. Они дают очень ясное представление о символическом египетском церемониале, о движении и о статичности.

 Храм Амона в Карнаке

Маска Тутанхамона

Мы видим одну из масок фараона, одну из огромных золотых масок. В гробнице Тутанхамона было найдено семь саркофагов, вложенных один в другой. По мере того, как мы приближаемся к мумии от самого большого саркофага до самого маленького, до золотой маски, лицо приобретает все более ясное выражение покоя. Сверху мы видим атрибуты власти над жизнью и смертью, изображения грифа и змеи.

Маска Тутанхамона

Кресло Тутанхамона

На этом кресле мы видим изображение грифа. Это Нехбет, или Мать-гриф, она представляет еще одну из форм времени: гриф пожирает трупы, но при этом летает, поднимается вверх.

 Кресло Тутанхамона

Алебастровый сосуд

Египтяне часто представляли жизнь и Вселенную как сосуд, из которого вытекает священная вода Нила. Внизу этого сосуда — два Хора в виде соколов, увенчанных солнечным диском, символом Ра; они защищают символическое изображение картуша фараона, где виден скарабей, символ воскресения.

 Алебастровый сосуд. Каирский Музей

Ка царя Хора

Эта скульптура представляет собой Ка умершего, то есть его психический двойник. Его открытые глаза выражают удивление перед неизвестным. Он только что умер и находится по ту сторону вещей.

 

Ка царя Хора

Ушебти

Здесь представлены различные ушебти («ответчики», от слова ush «отвечать») — маленькие статуэтки, которые ставились рядом с умершим. Считалось, что они отвечают за умершего в Аменти, помогают ему в его трудах. Наиболее важных умерших окружало до 365 ушебти — по одной на каждый день года. Ушебти делались из дерева, керамики или металла.

Различные варианты ушебти

Богиня Хатхор

Богиня изображена в образе коровы, на теле которой — звездные символы и цветы.

 Хатхор в образе коровы

Богиня Таурт

Таурт, «Великая», в виде самки гиппопотама. В руках у неё также «петля защиты» Са, символизирующая соединение, любовь и плодородие.

 Статуэтка богини Таурт

Сехмет

Сехмет — богиня с телом женщины и головой львицы; над ней — символ Ра, символ Солнца в его полноте.

 Статуя богини Сехмет. Санкт-Петербург, Эрмитаж

Богиня Бастет

Бастет — это священная кошка. Но речь идет не о животном в прямом смысле слова, а о его символизме, потому что египтяне, наблюдая, что кошка может видеть ночью лучше нас, отождествляли ее с магией и волшебством. У некоторых из статуэток Бастет в ушах были золотые серьги в виде колец. Иногда они представлены сидящими на пьедестале в виде систра, священного музыкального инструмента.

 Статуэтка Бастет

Богиня Исида-Хатхор

Это одна из ипостасей Хатхор — Исида с лунными рогами, которая до сих пор связывается с различными ипостасями Девы Марии в католической религии.

Исида-Хатхор

Бог Тот

Бог Тот представлен в виде павиана, это бог Мудрости. Его изображали также в виде птицы ибиса. Ибис в Египте обычно питается яйцами крокодила, отсюда и символизм, поскольку крокодил — это Сет, зло, мрак, а мудрость уничтожает «зерна» мрака.

Бог Тот в образе Бога-Мандрила — Бога–Обезьяны

Бог Хор

Здесь Хор представлен в виде сокола, увенчанного двумя коронами — Нижнего и Верхнего Египта, — и с защитным символом урея на лбу.

Бог Хор в образе сокола

Бог Анубис

Анубис — великий бог Освобождения, шакал, которому ведомы тайные тропы Западной горы. В период XVIII—XX династий его представляют с золотым воротником, но обычно он носит красный воротник. Цвета Анубиса также синий и зеленый, но, когда его изображение присутствует в мотивах воскресения, на нем красная петля жизни.

 Бог Анубис в образе шакала

Анубис-хранитель

В сюжетах воскрешения Анубис является хранителем ящика, где находятся четыре канопы — сосуды, в которых хранятся внутренности умершего. Он также может охранять ящик, где содержатся папирусы с текстами так называемой «Книги мертвых» — Книги выхода души на свет дня.

 Анубис как хранитель

Анубис воскрешающий

Здесь представлен Анубис как Упуаут — «тот, кто открывает пути», то есть проводник душ, который совершает обряд воскрешения над телом Осириса. Видны повязки, которые он накладывает и которые удерживают тело мумии. Он склоняется над умершим, чтобы тот мог подняться со смертного ложа.

 Анубис воскрешающий

Скарабей Тутанхамона

Это скарабей, символ воскрешения. На нем можно прочесть имя Тутанхамона.

 

Скарабей Тутанхамона

Статуя Рамсеса II

Здесь мы видим демонстрацию гигантизма. Великие боги и фараоны часто изображались в виде огромных статуй с изображенными спереди символами номов. Номы — это провинции Египта, имевшие свои символы.

 Статуя Рамсеса II

Бог Хнум

Хнум, бог-творец, изображен с бараньими рогами, перьями Амона и солнечным символом Ра. По египетским мифам, он не только вылепил на гончарном круге людей, но был причастен к рождению некоторых богов.

 Бог Хнум

Писец из Лувра

Писец — это тоже ипостась бога Тота. Писец — тот, кто получает слово, записывает его и тем самым передает через века.

На фото — знаменитая статуя из Лувра. Самое необычное в этой фигуре из раскрашенного камня — ее глаза. Они сделаны из стеклянной массы, а зрачок — из кристалла, что делает их взгляд устремленным куда-то за грань реальности.

Деревянная статуя писца. Париж, Лувр

Плато Гизы

И заканчиваем мы символом Сфинкса и пирамидами — символом тайны, символом Египта. Есть предания, что существует проход, соединяющий Сфинкса и пирамиды, но, несмотря на проведенные раскопки, его до сих пор не обнаружили.

 

Пирамиды и Сфинкс. Плато Гиза, Египет

Подытоживая, важно подчеркнуть, что все египетское наследие несет определенный смысл; мы знаем сегодня, что эти фигуры были сделаны с определенной целью, что с их помощью египтяне стремились отразить различные элементы Природы и человека, элементы, которые до сих пор от нас ускользают.

Сегодня мы понемногу начинаем овладевать психологией и подозреваем, что есть нечто большее, чем парапсихология. Наши медики уже 20 или 30 лет при проведении операций используют гипноз. Медики Египта использовали гипноз уже пять, шесть или даже семь тысячелетий назад, им уже были известны элементы парапсихологии. Мы многому можем поучиться у Древнего Египта, мы можем протянуть нить между нами и этими древними фигурами — те из нас, у кого нет предубеждений и кто не думает, что все прошлое было просто глупостью.

Нет плохого и хорошего. Есть элементы хорошие и плохие. Главное же — быть как пирамиды: иметь прочный фундамент и уметь подниматься до сути вещей, до Реальности, до Бога.

Хорхе Анхель Ливрага

Мадрид (Испания), 1976

You have no rights to post comments