Посреди Тихого океана, на полпути между Чили и Tаити, лежит остров Пасхи, который сами туземцы называют Рапануи (Rapa Nui). Это самый отдаленный остров на земле — расстояние до ближайшей суши на западе 2092 км, а на востоке — 2971 км. Остров треугольный (24х18х16 км), с потухшими вулканами в каждом углу.

 

 

 Остров Пасхи на карте

 

Форма острова Пасхи

При таком отдаленном расположении не удивительно, что остров Пасхи — одно из самых загадочных мест на земле. Когда в 1722 году голландцы впервые причалили к берегам острова, то обнаружили туземцев, имеющих разный цвет кожи — темнокожих, краснокожих и светлокожих. Все они были сильно татуированы и имели отвисшие мочки ушей, чего добивались особыми приёмами. Смешение рас при такой отдаленности от остальной суши, безусловно, вызывает много вопросов. Что касается деформации ушей, то на эту тему есть множество версий. Очевиднее всего то, что это было повторение некоего ритуала далеких предков, на что указывает точно такая же форма ушей у статуй моаи — знаменитых каменных гигантов острова Пасхи.

 

Жители острова Пасхи. Гравюра 1860 года. Обратите внимания на
отвислые мочки ушей

Отвислые мочки ушей на статуях моаи

Статистика по моаи такова: общее количество статуй — 887. 288 из них стоят на колоссальных, заслуживающих отдельного изучения постаментах Аху. 397 статуй стоят на склонах вулкана Рано Рараку, где находился карьер по высечению моаи. 92 гиганта разбросаны по острову. Моаи имеют разную высоту — от 4 до 20 метров. Высота моаи, которые разбросаны по склону вулкана Рано Рараку, равняется примерно 10 метрам, а вес — примерно 80 тоннам. Самые большие статуи около 20 метров в высоту стоят отдельно на склоне вулкана и по шею погружены в землю. Есть также ряд статуй высотой около 4 метров. Древность статуй определить сложно. Есть версия, что 4-метровые статуи — поздние копии бóльших статуй.

 Склон потухшего вулкана Рано Рараку (Rano Raraku) усыпан каменными изваяниями моаи,
по грудь находящимися в земле.

 

10-ти метровый моаи, раскопки

Несмотря на обширные исследования, существуют только версии относительно туземного населения, их анатомических особенностей и гигантских статуй. Но есть одна вещь, способная пролить свет на историю острова...

Кроме моаи, сохранился уникальный утраченный язык, называемый ронго-ронго, такой же загадочный, как и статуи. Возможно, эта система письма одна из немногих в истории человечества, которая была изобретена независимо от какой-либо другой культуры. Первое сообщение о существовании письменности острова Пасхи относится к 1770 г., когда испанцы подписывали документ о передаче им территории. Островитяне подписали его странным шрифтом, который состоял из маленьких картинок, изображающих людей, растения и животных. Странно и то, что сами туземцы не умели читать эти символы.

 

Значительная часть таких табличек была уничтожена, и сегодня сохранилось лишь 15 из них. С середины 19 века многие ученые пытались расшифровать их, но пока абсолютно убедительного прочтения утерянного языка найти не смогли. Сохранившиеся надписи содержат 14083 знака в 314 строках.

Есть несколько версий ученых относительно происхождения ронго-ронго. Некоторые исследователи сомневаются, что у островитян была письменность на момент прибытия европейцев. Они считают, что знакомство с европейской письменностью могло сподвигнуть рапануйцев развить собственную. Впрочем, существуют и аргументы самостоятельного изобретения ронго-ронго: так, глиф 67, видимо, изображает пальму острова Пасхи, исчезнувшую около 1650 года.

 

Глиф 67

Тур Хейердал предполагал, что впервые надписи ронго-ронго были выполнены в Южной Америке и завезены сюда индейцами.

Удивительная гипотеза была выдвинута де Хевеши. По мнению этого венгерского ученого, письменность острова Пасхи связана с письменностью долины Инда, причем обе якобы произошли от неизвестной системы письма какой-то промежуточной страны, такой, например, как Новая Зеландия.

 Сравнение письменности о. Пасхи и долины Инда

Дж. Ги (1982) находит на дощечках «высокоразвитую форму смешанного фонетико-идеографического письма, которое характеризуется различными стилями, отражающими, конечно, местные «школы» и эволюцию во времени».

Новозеландский исследователь С. Р. Фишер (в монографии 1997 года) считает, что дощечки «в большинстве своем воспроизводят магическую формулу оплодотворения, зафиксированную в поздней версии о сотворении мира, и строятся на повторении продуцирующей формулы: агент X соединился с агентом Y и породил объект(ы) Z». По иронической характеристике К. И. и И. К. Поздняковых, «получается чехарда, в которой все совокупляются в самых невероятных комбинациях».

 

Устная традиция самих рапануйцев передают легенду о том, что основатели их культуры приплыли со своей прародины на остров Пасхи с 67 табличками ронго-ронго.

Что касается содержания табличек, здесь количество версий невероятно разнообразно. Приведу некоторые из них.

В 1957 году Николай Бутинов и Юрий Кноро́зов (последний в 1952 году дешифровал письмо майя) предположили, что повторяющиеся мотивы из 15 знаков в табличке Gv5-6 (строки 5 и 6 аверса G) представляют генеалогическое древо:

Если повторяющийся одиночный знак 200 — титул, например, «король», «вождь», а повторяющийся присоединённый знак 76 — патроним, то значение фрагмента примерно следующее:

Король A, сын B, король B, сын C, король C, сын D и так далее.

 Фрагмент Gv6, часто считающийся генеалогическим древом

Хотя никому не удалось подтвердить гипотезу Бутинова и Кнорозова, она считается правдоподобной. Если она верна, то получаем последовательности, содержащие личные имена. Кроме того, табличка I оказывается списком имён, так как там находится 564 повторений знака 76. Можно предположить, что на острове правили 564 короля. Если предположить что срок правления был около 10 лет, получим историю длиной в минимум 5640 лет. Однако есть также версия, что табличка представляет собой список погибших на войне.

Еще одна версия, что надписи на дощечках — магические формулы, направленные на увеличение урожая.

Вот один из примеров:

«Он отрезал сахарный тростник ранги, батат тара, он резал много таро, стеблей (?), он резал батат, он собирал урожай, он резал батат, он резал, он выдёргивал, он резал хонуи, он резал сахарный тростник, он резал, он собирал урожай, он взял кихи, он выбрал кихи, он взял кихи…»

Табличка P, лицевая сторона, строка 1

 

Также существует версия о том, что тексты представляют собой миф о зарождении Мира. В этом контексте, в целом, содержание табличек можно описать формулой: «X, через вхождение в Y, пусть будет Z», при буквальном прочтении выглядят бессмыслицей:

Луна, войдя во Тьму, пусть будет Солнце (стих 25),

Убийство, войдя в Ската, пусть будет Акула (стих 28),

Жалящая муха, войдя в Рой, пусть будет Овод (стих 16).

Таким образом, мы видим превращение разнообразных сущностей в другие. Интересно, что это не соответствует ни рапануйской, ни любой другой полинезийской мифологии. Отмечают, что фраза составлена похожим образом на описание китайских иероглифов: знак 銅 «медь» можно описать как «добавьте 同 к 金, чтобы получился 銅», и в буквальном прочтении это тоже может выглядеть бессмыслицей. Хотя родство с китайским построением предложений выглядит очень необычно.

Немецкий этнолог Томас Бартель, который первым опубликовал корпус текстов на ронго-ронго, идентифицировал три строки одной из табличек, как Мамари или лунный календарь. Дж. Ги предположил, что это запись правила, по которому определяются вставные ночи, добавляемые к месяцу для того, чтобы он соответствовал фазам Луны. Календарь «Мамари» — единственный фрагмент, записанный ронго-ронго, чьё содержание считается понятым, хотя его невозможно прочесть. Знаки, по одной из версий соответствуют 28 основным и двум вставным ночам рапануйского календаря. Такое знание астрономии очень непохоже на представления дикого народа.

 

Календарь Мамари начинается на середине реверса (строка 6, на картинке — в центре снизу, вверх ногами) и продолжается до начала 9-й строки (слева вверху). Два знака в начале 7-й строки не видны, они окончили вводную последовательность в конце 6-й строки (эллипсис). Многочисленные нанизанные друг на друга ромбы (знак 2 ) оканчивают календарь.

Все эти версии настолько многообразны, что не дают каких-либо ответов относительно загадок острова Пасхи. Некоторые из них даже могут послужить доказательствами существования огромного материка, охватывающего острова Тихого Океана, а также Китай и Индию. Об этом говорят сходства, хотя и не доказанные, как и прочие гипотезы, с китайским и языками долины Инда (многие из которых, кстати, тоже не расшифрованы). Есть также любопытное совпадение удлиненных ушей на статуях моаи и увеличенного изображения в текстах табличек с изображениями удлиненных мочек ушей статуй Будды в Индии, Таиланде, Индонезии и других странах. Так или иначе, можно признать лишь то, что история человечества, как и его древность, остается для нас такой же загадкой, как и для самих жителей островов Тихого океана, которые при упоминании далеких предков замолкают и обращаются лицом на Запад к океану, поднимая руки к небу...

You have no rights to post comments