В посещении музеев есть волшебный момент — вдруг… Когда в давно знакомом вдруг открываешь новые «сокровища».

Когда я в очередное посещение Пушкинского музея проходила через зал Средневековья, со мной как раз и случилось это волшебное «вдруг»… Я вдруг почему-то остановилась, как заворожённая, и не могла ответить себе на вопрос: «Куда раньше смотрели мои глаза?» И увиденный образ уже не отпускал, и подписи к экспонатам: «Наумбургский мастер XIII в. Маркграф Эккехард и Маркграфиня Ута. Около 1250 г.» — уже было недостаточно. Из музея я ушла с нетерпеливым желанием что-то узнать об этой прекрасной даме и Наумбургском мастере, создавшем из камня такие живые образы.

Маркграфиня Ута впечатлила особенно. Весь её облик, спокойный и величественный, поворот головы, взгляд излучали красоту и достоинство. Вероятно, ради таких прекрасных дам в легендарные времена рыцари и совершали свои подвиги.

Ута фон Балленштедт

Ута — это одна из самых любимых, почитаемых и прекрасных дам Германии.

Имя Ута буквально значит «родная». Балленштедт — город в Германии, в земле Саксония-Анхальт, где 1 января 1000 г. в семье знатного рода Асканиев родилась Ута. Истоки фамилии, по преданиям, восходят к троянскому царевичу Асканию Юлу. Были в этом роду тамплиеры и тевтонские рыцари. Ветви этого легендарного рода дали выдающихся потомков: российскую императрицу Екатерину II и барона Ф. Э. Фальц-Фейна, в конце 19 в. основавшего на Украине знаменитый биосферный заповедник Аскания Нова, существующий и поныне.

Ута, как и было положено знатным дамам своего времени, получила блестящее образование и воспитание в женском монастыре. Тогда роль монастырей не ограничивалась только религиозным назначением. Это были своего рода образовательные центры с богатыми библиотеками и скрипториями, где обучали чтению, письму, древним языкам, истории, музыке. Судя по летописям, Ута была разносторонне одарена: скакала на лошади и стреляла из лука; играла на музыкальном инструменте, похожем на маленький орган; хорошо знала лекарственные травы, умела их собирать и составлять целебные настои.

В те далекие времена роль женщины, независимо от положения, была скромной и определённой — забота о доме и почитание супруга.

Отец выдал Уту замуж за маркграфа Эккехарда II фон Майсена, вероятно, из политических соображений. Сведений об Эккехарде сохранилось немного: мужественный и сильный воин, вернейший из верных по отношению к своему правителю, благоразумный, умелый и справедливый управитель государственными делами.

 По обычаю, Эккехард сделал Уте «свадебный» подарок — замок Шёнбург, стоящий на скале над рекой Зале

Ута из Наумбурга

Эккехард и Ута поселились в замке города Наумбург. С этого момента маркграфиня стала зваться Ута фон Наумбург. Её жизнь не ограничивалась только заботами о доме, она активно помогала супругу в государственных делах.

Предания рассказывают, как Ута заботилась о неимущих и больных, посещала бедные жилища, помогая и словом, и средствами, и целебными настойками, которые готовила сама. Помощь страдающим и нуждающимся сделали её в глазах людей святой. Люди буквально молились Уте, как самоу Богу.

В 1046 году Эккехард II внезапно умер. Ута удалилась в монастырь, отказавшись от наследства мужа, которое частично перешло монастырю и императорскому дому.

Сейчас маленький и уютный Наумбург знают как город прекрасной Уты и Ницше.

А когда-то он был одним из первых городов средневековой Германии, основанным и отстроенным с большой любовью родом Эккехардов. Они же стали донаторами (меценатами) строительства первого собора в городе в 1028 году. Собор возводился два с лишним века. В 1250 году его украсили 12 прекрасных статуй основателей города и уважаемых граждан. Среди них Эккехард и Ута особенно выделяются внутренней статью и аристократизмом.

 Наумбургский собор. Эккехард II и Ута

Мастер из Наумбурга

Удивительные своей пластикой и выразительностью статуи выполнены скульптором, имя которого осталось неизвестным. Его называют просто — «Мастер из Наумбурга».

Он пришёл в город в 1240 году, когда строительство собора подходило к концу. На протяжении десяти лет Мастер возводил западный хор Наумбургского собора, украшая его скульптурами знатных горожан. Яркие, харáктерные, поразительно реалистичные скульптуры, нарушающие канон строгости средневековья, не имеют аналогов в искусстве средневековой Европы. По силе эмоционального воздействия на зрителяего произведения сравнимы со скульптурными шедеврами Древнего Египта и греческой архаики.

Мастеру из Наумбурга приписывают авторство скульптурного декора соборов в Реймсе, Амьене, Майнце и других городах Европы.

 

Улыбающийся ангел. Франция. Реймсский собор, место коронации французских монархов

Образ Уты фон Баленштедт, созданный Мастером, стал одним из лучших образов Прекрасной дамы в мировом изобразительном искусстве. Сильная и величественная, трепетная и нежная, образец красоты и совершенства, она поражает одухотворённостью и дыханием жизни.

Уту «разглядели» только в 1937 году на выставке в Мюнхене благодаря фотографии, позволившей рассмотреть черты её лица, взгляд, жесты. Ута стала явлением — в 20 век вернулась красота Прекрасной дамы рыцарских легенд и преданий. Восторги и восхищения породили в Германии культ Уты, сделавшей её символом идеала немецкой женщины.

Со временем маркграфиня обрела «поклонников» во всём мире. Её чарующим образом вдохновлялись поэты, писатели, художники.

 

Маркграфиня Ута фон Балленштедт

Я жил в старом-престаром замке... Неподалёку от замка был Наумбургский собор и в нём статуи, сделанные неизвестным мастером в XIII веке. Имя мастера не сохранилось, а имя женщины, которую он лепил, сохранилось. Её звали Ута… лицо Уты было той же красоты и нежности, которую может выразить либо поэзия, либо фотография, ничем другим, даже музыкой, не рассказать про её лицо. И я, знающий про электротехнику и про кибернетику, и про то, что Вселенная наша расширяется, я стоял в холодном соборе, замирая от восторга, чувствуя себя счастливым и ничтожным перед этой красотой…
Д. А. Гранин. «Прекрасная Ута»

 

Н. К. Рерих. Держательница мира

В 1933 году Н. К. Рерих написал картину «Держательница Мира» (другое название «Камень несущая»). Картина посвящена Е. И. Рерих, жене художника.

Величественная женщина держит ларец, в котором находится Камень Чинтамани (дар Владыки Шамбалы). В женщине, несомненно, узнаётся маркграфиня Ута.

 

Между реально существующей Утой фон Балленштедт и скульптурой Уты Мастера из Наумбурга 200 лет. Вряд ли это портрет — в это время не было фотографии, да и современников-очевидцев тоже уже не было… Но это и неважно. А важно, что в мире есть такие прекрасные образы, идеальные образы, есть Красота, преображающая и пробуждающая прекрасное в нас самих. Как известно, красота — в глазах смотрящего, «всего и надо, что вглядеться…»

Если будете в Пушкинском и окажетесь в зале европейского искусства Средних веков, остановитесь, не проходите мимо, может быть и с вами случится волшебное вдруг

You have no rights to post comments