Когда-то Иоганн Вольфганг Гете сказал: «Архитектура — это музыка, застывшая в камне». Никто, наверное, до конца не сможет понять эту тайну. Почему некоторая музыка или некоторые архитектурные произведения так глубоко влияют на нас. Это то, что невозможно выразить словами или измерить какими-то приборами. Этот искренний резонанс с какими-то самыми тонкими или самыми глубокими струнами нашей души нельзя описать, его можно только почувствовать.

Были на земле времена, когда любой город или даже любая деревня начиналась со строительства храма. Было очень важно создать некое священное пространство, пространство силы и света, центр жизни, который бы направлял и обуславливал остальные постройки и саму жизнь. К счастью, в наше время сохранились некоторые из этих священных пространств. Кто хоть раз бывал в египетском храме или посещал древний готический собор, не мог не почувствовать особую силу, сакральность этих мест. Мест, где время встречается с вечностью.

Но жизнь не стоит на месте. Преклоняясь перед величием прошлого и извлекая бесценный опыт, человек живет здесь и сейчас, а значит, как и во все времена, он способен творить нечто, что может пробудить в других эту извечную человеческую тоску по красоте, любви и свету.

Несколько лет назад недалеко от города Сантьяго в Чили был воздвигнут храм. Храм, очень не похожий на всё, к чему мы привыкли. Столь современный по форме и выполнению, что его невозможно сравнить с какими бы ни было хрестоматийными постройками прошлого. Его называют Храмом Света, и принадлежит он Бахайской религиозной конфессии, самой молодой из ныне существующих религий. Хотя слово «принадлежит» здесь не совсем уместно. «Плодами одного и того же дерева и листьями одной ветви» называют всех людей приверженцы этого течения. Поэтому их храм открыт для всех. Для людей любого вероисповедания, любых убеждений, для всех, кто хочет соприкоснуться чем-то сокровенным, побыть в тишине, пропитанной светом. Храм стоит на берегу тихого озера и как будто плывет над водой. Первые нежные солнечные лучи легко проникают внутрь храма. Храм спроектирован так, что солнечный свет весь день струится по стенам из белого алебастра, а ночью — он светится изнутри, становясь источником света и огня.

Девять лепестков в конструкции храма напоминают полураскрывшийся бутон, нежный и как будто шелковый. Несмотря на размеры, храм выглядит почти невесомым. Девять дорожек ведут к центру, и девять дверей открыты и днем и ночью для каждого, кто, как знает и умеет, живет и стремится понять что-то важное о самом себе и о жизни в целом.

В мире, где так часто возводят стены, этот храм олицетворяет нечто совсем иное. Открытость и принятие. Веру в то, что всем стенам суждено пасть. Надежду на то, что когда-нибудь люди действительно будут ощущать себя листьями одной ветви. И если благодаря этому Храму кто-то найдет в себе силы сделать шаг навстречу своим братьям-людям, навстречу природе, навстречу самому себе, то, наверное, можно будет сказать, что в наше время, когда так часто центром жизни в городах становятся торговые центры и офисные небоскребы, удалось создать новое сакральное пространство, пространство объединения и смысла.

Стоит лишь только остановить на миг течение своих мыслей и прислушаться к музыке, что струится за солнечным светом.

You have no rights to post comments