Танец — универсальный язык, понятный во всем мире; он может выразить чувства, которые не передать словами. Для каждой культуры характерны свои уникальные формы танца, но любой настоящий танцор неизменно стремится к одному — через движение и позы усваивать принципы красоты, гармонии и изящества. Во время танца он приглашает зрителей познавать и открывать эти архетипы, скрытые внутри каждого человека. Чтобы постичь искусство танца, нужны слух, зрение и осязание. Необходимо владеть телом, интуитивно воспринимать ритм, чувствовать эстетику и развивать пространственное воображение. В танце разные элементы образуют гармоничную и целостную художественную форму, и наверное, именно поэтому его можно назвать искусством объединения противоположностей. Как артистка балета и ученик философской школы, я увидела в танце отражение фундаментального принципа жизни: гармонию можно найти в точке единства между, казалось бы, противоположными принципами.

Основа любого танца — движение. Оно бывает самым разным, от головокружительных пируэтов балерины до молниеносных движений ног танцора индийского классического танца Бхаратнатьям. И все же самое поразительное — те спокойствие и устойчивость, которые чувстуются в каждом движении танцора. Это оказывается возможным благодаря сильному центру. Именно сильные, крепкие мышцы позволяют танцору сохранять равновесие и контроль над своим телом в самых быстрых движениях. Именно способность фиксировать взгляд на неподвижном «центре» во время быстрых поворотов задаетнаправлениеи дает стабильность. Так и в повседневной жизни. Умение концентрироваться несмотря на внешний хаос зависит от нашей способности обретать внутреннюю тишину. В непрерывном танце жизни мы должны найти свой собственный ритм, не отвлекаясь на внешние ритмы и шум.

Более того, танцор никогда не стоит неподвижно. Даже статичная поза в танце сопровождается едва различимыми, но отчетливыми движениями, будь то выпрямление позвоночника, вытяжение шеи или разворот ног. Жизнь и энергия ощущаются всегда. Жизнь всегда в движении. Если же мы все время хотим отдохнуть от этого движения, нажать на «паузу», то возможно, это застой и мы сопротивляемся естественному ритму жизни.

Гибкость и подвижность танцора часто зависят от его силы и мускулатуры. Благодаря им артист парит в прыжке или, наоборот, выполняет сложный наклон к земле в положении сидя.

Но без гибкости сила может вредить танцору. Настоящая сила лишена жесткости и неподвижности. Она словно вода, которая, благодаря своей текучести, может проникать в самые твердые вещества и преодолевать любые препятствия. Именно это сочетание внутренней силы и внешней мягкости, гибкости демонстрирует танцор. В жизни мы часто проявляем эти качества в обратной последовательности: мы можем прятать нашу внутреннюю мягкость, закомплексованность или неуверенность за фасадом агрессии и жестокосердия. Если мы разовьем сильный и стабильный центр, то сможем стать более гибкими и лучше приспосабливаться к жизненным задачам.

Дисциплина — еще один ключевой принцип. Это синоним танца. Необходимость строго соблюдать дисциплину, оттачивать движения, стремиться к точности, особенно в классическом искусстве, часто останавливает начинающих танцоров. Но именно дисциплина и неустанное повторение позволяют артисту овладеть основами танца, преодолеть физические и умственные ограничения, раскрыть свой истинный потенциал. Измученные мышцы или стертые в кровь пальцы на ногах танцора — всё это уходит на второй план, поскольку лишь благодаря упорным репетициям артист может объединиться с чем-то большим, чем он сам. Возможно, секрет освобождения от наших собственных рамок и границ заключается в ценности под названием «дисциплина», которую нужно усердно развивать, а не избегать. Таким образом, танец может позволить как артисту, так и зрителю на мгновение встретиться с истинной реальностью — Единой Жизнью с ее многочисленными противоречиями на поверхности и спокойствием в центре непрерывного движения. Если мы каждый день будем стремиться к единству как к основе кажущегося многообразия жизни, каждый из нас может стать танцором и исполнить свой уникальный танец.

Тришия Скривала, журнал «Акрополитэн» (Индия)

Перевел Евгений Андреев

Оригинал статьи: https://theacropolitan.in/magazine/the-dance-of-life/

You have no rights to post comments