«О зверь, которого в природе нет!
Его не знали, только с давних пор
крутую шею, шаг и светлый взор
любили в изобилии примет.
Пусть не было его, но так любим
он, чистый зверь, что и ему дано
пространство: столько света перед ним,
что, голову подняв, он все равно
почти что есть, хоть не было причин
к нему не подходить, обрел едва
он мощь свою, шагая напрямик, —
от этого и рог на лбу один, —
зверь белый к деве подошел сперва
и в зеркале серебряном возник». 

Эти прекрасные строки написал Райнер Мария Рильке после посещения парижского музея Клюни и встречи с гобеленом «Дама с единорогом».

Почему я пишу «встречи» ? Потому что это было не просто любование или рассматривание шедевра.

У каждого из нас бывает такая встреча. Ты смотришь, и вдруг тебя наполняет чувством прекрасного, чувством сопричастности и единения. И ты — уже не ты, а вся вселенная. И миг становится вечностью. Нет движения времени. Нет тебя самого, со своей обычной жизнью. И в этот момент словно вспоминаешь о чем-то, что было, что есть и что будет. Ощущаешь то, что сложно передать в словах, но это меняет ход времени. И эта встреча рождает новое понимание. Такая встреча рождает желание действовать, привносить прекрасное. Такая встреча возвращает чувство реальности. В такие моменты так прекрасно жить.

Можно ли спланировать эту встречу? Можно ли помочь самому себе найти то, что приоткрывает память души и дарит полноту жизни?

Я думаю, что можно. Одно из возможных решений — обращаться к символам. Искать среди них те, на которые есть отклик. Для меня таким символом стал единорог.

Мало просто узнать об истории символа и о различных трактовках и толкованиях. Важно дать себе труд и возможность прожить часть времени с символом. Задаться вопросами — а что этот символ открывает мне обо мне, как расширяет мое понимание жизни, что объясняет? И как проявляется во мне? Кто я как этот символ?

Кто я как единорог? Прожив несколько дней с этим вопросом, я заметила, что для меня стало важным задаваться вопросом — в чем мои мотивы? Я стала замечать собственную нечестность с самой собой и потребность в откровенном разговоре. Я стала замечать собственную грубость в мелочах и желание научиться сохранять благородство не только в помыслах, но и поступках. Я вспомнила о том, как меня в детстве вдохновляли рассказы о благородных рыцарях и прекрасных дамах. Я вспомнила, что справедливость и милосердие, чистота помыслов и красота были теми качествами, которые я ценила в героях сказок и легенд. Я поняла, что эти качества живут и во мне, и я нуждаюсь в их проявлении.

Единорог рассказал мне о важном для меня. И когда я позже всмотрелась в фотографии гобеленов, случилась встреча с вечностью. Остановилось время.

«Все настоящее — мгновение вечности» — писал Марк Аврелий.

«Вечность — это время, когда существуют идеалы» — читаем у Жан Поля.

В момент рассматривания шедевра я вспомнила о своих идеалах. И, может быть, поэтому символ перенес меня в то место и время, где живут лишь идеалы. И, может быть, поэтому тот момент стал более настоящим, чем текущее время работы и забот. И, может быть, поэтому захотелось воплотить прекрасное в конкретных действиях. И захотелось стать на чуточку ближе к той, кто как героини сказок — чиста, благородна, справедлива и красива.

Так прожитая неделя с единорогом стала рецептом встречи с шедевром, встречи с вечностью.

 

You have no rights to post comments