В среду, 16 января 1957 года, в далеком Ливерпуле открылся джазовый клуб «Пещера» (The Cavern). И вот из этой «Пещеры» начала восхождение легендарная группа «The Beatles». Я не отношу себя к ярым битломанам, но некоторые произведения этой группы стали для меня знаковыми (как знаки на пути), особенными и дорогими сердцу. Среди них «Eleonor Rigby», написанная Полом Маккартни. Достоинство этой «трагической баллады, написанной на основе дорийского лада» высоко оценивалось многими именитыми музыкальными критиками и композиторами. Оно даже ставилось в один ряд с произведениями великого Моцарта. Наверное это так… Я мало в этом понимаю. Мне просто захотелось поделиться размышлениями, вызванными именно этой песней. Тем более, что сегодня такой прекрасный повод — международный день The Beatles.

Обратимся к тексту «Eleonor Rigby». Песня рассказывает о женщине по имени Элеонор Ригби. Она собирает с пола церкви рис, который остается после церемоний бракосочетаний. Одна-одинешенька, сидит у окна в ожидании чего-то. Лицо ее накрашено косметикой, которую она хранит в банке у двери своей маленькой квартиры. Хранит неизвестно для кого.

Другой персонаж — Отец Маккензи в это время пишет тексты для проповеди, которую никто не услышит, потому что мало кто заходит к нему. А еще по ночам он штопает себе носки. Как будто ему не все равно — рваные носки или нет.

Финал трагический. Элеонор умирает в той же церкви. После нее ничего не остается. На похороны ее никто не приходит. И только Отец Макензи, возвращаясь от могилы, вытирает грязь со своих рук. Никто не спасся.

И рефреном

All the lonely people
Where do they all come from?
All the lonely people
Where do they all belong?
 
Все эти одинокие люди, Откуда они [происходят]?
Все эти одинокие люди,
Откуда они [чьи, к кому они относятся, что продолжают]?

Смотреть видео: The Beatles — Eleanor Rigby (From "Yellow Submarine")

Почему мне показалось актуальным, написать сегодня об этой песне? Что именно кажется мне важным и с новой силой открылось в последние дни?

Я думаю, что эта композиция очень похожа на волшебное зеркало Галадриэли из «Властелина колец» Толкина. Что же можно разглядеть в этом зеркале, если подойти в тишине на цыпочках и осмелиться в него заглянуть? Все волшебство в его способности особым образом настроить оптику нашей души и позволить увидеть то, что не увидишь блуждающим, замыленным взором. И, быть может, нам удастся разглядеть, что у этих одиноких персонажей наши лица и открыть иную правду о себе. И не просто открыть, а ощутить до сердечной тоски. До состояния, когда не захочешь с этим мириться и ощутишь всю полноту мотивации что-то изменить. И, возможно, эта правда состоит в том, что мир поражен пандемией куда более опасной, чем covid. Это пандемия потерянности, ненужности, бессмыслицы, одиночества. И никакие привычные маски, никакая «косметика из банки» лежащая в прихожей у двери не спасут. Никто не спасется! Даже в штопаных носках.

Памятник Элеонор Ригби в Ливерпуле

Вот где бы найти вакцину от этой пандемии? Наверное, у каждого будет какой-то свой рецепт.

Но я убежден, что исходить нужно из того, что каждый из нас зачем-то нужен. И каждый может во всей полноте впустить в этот мир что-то, что не сможет никто другой. Впустить и видеть как это что-то кому-то потребовалось, пригодилось. Это ли не счастье?

Остается разобраться «чьих ты будешь?», что именно ты принес? И как это дорастить до того состояния, чтобы это было достойно тебя настоящего и это можно было отдать?

You have no rights to post comments