Думаю, были на свете времена, когда человек принимал единое знание о мире и не имел проблем с тем, как назвать Бога. Но люди, развивая свой скрупулезный ум и следуя своим желаниям, стремились все понять буквально и «разложить по полочкам». Это у нас успешно получилось. Религия, по определению своему служащая для объединения людей, теперь разделена на части, и люди спорят друг с другом, какая из них изначальная и истинная. Вряд ли это приближает их к Богу.

В последнее время задумался о связи между малым и великим, точнее между своей (и не только своей) жизнью и судьбой, как чем-то целым, большим, и огромной массой секунд, минут, часов, дней, из которых жизнь состоит. На первый взгляд они несоизмеримы. С одной стороны — нечто целое и неделимое, с другой — множество отдельных моментов, наполненных отдельными мыслями, эмоциями, действиями. Есть в этой несоизмеримости какая-то загадка. Может быть, такая же, как загадка несоизмеримости круга и квадрата, иррационального и рационального.

Будучи Посвященным, Платон был связан обетом молчания и не мог в своих произведениях в явном виде выразить все знания, которыми он обладал. Поэтому на многие вещи он намекает, а некоторые положения переданных ему учений излагает завуалированно и в символической форме. Это относится и к учению о метемпсихозе, перевоплощению, к циклическому возвращению раз за разом бессмертной части человека в новую жизнь. Платон не излагает учение во всех подробностях, но лишь намекает на его основные положения в мифе об Эре и в знаменитых четырех аргументах в пользу бессмертия души. Эти аргументы приводит в своем диалоге «Федон».

В жизни каждого человека присутствует материальное и духовное. Мы это знаем, ощущаем, но не всегда точно понимаем значение этих понятий. И не всегда можем ясно сформулировать принципиальную разницу между духовным и материальным. Давайте попробуем разобраться.

Обучение теософского ученика-сотрудника включает в себя основные положения Теософии, а также основы мировых религий.

Такое обучение может быть глубоким или поверхностным. Глубина не означает погружение во множество деталей — по правде говоря, именно уход в детали может сделать человека поверхностным. Любая деталь полезна только тогда, когда она укладывается в определенную модель или связана с целым — тогда она разделяет значимость этого целого. Если ум забит не связанными между собой фрагментами или деталями, это препятствует как истинному пониманию, так и способности действовать на практике.

Друг рассказал мне притчу, и она не выходит у меня из головы… Плывет корабль, и на нем команда и несколько пассажиров. В их числе два буддистских монаха. Ночью монахи вышли на палубу посмотреть на звезды и стали невольными свидетелями тихого разговора: двое бывших заключенных шептались о том, что собираются поднять на корабле бунт, убить капитана и завладеть судном. И хотят тотчас же направиться осуществить задуманное.

Каждый народ из века в век передавал легенды о священных, скрытых местах, куда нет дороги злу, где царят истина и справедливость, о мудрецах, великих Учителях, которые направляют и поддерживают человеческую эволюцию. В Тибете — это Шамбала, Обитель Света, где живут Махатмы. На Руси — Китеж-град и таинственное Беловодье, вход в которое находится где-то в горах Алтая. В книгах о короле Артуре — остров Авалон. В средневековых легендах — царство Пресвитера Иоанна.

Определений Мудрости в нашем мире несколько. Глубокие знания и опыт, «уместно» применяемый в жизни — это раз. Способность эффективного решения жизненных проблем, используя свой и чужой опыт — это два. Свойство Творца, к которому люди приблизятся когда-нибудь — три… Уже достаточно для того, чтобы стремиться достичь Мудрости.

В ком-то, прожившем долгую и трудную жизнь, не прочитавшем ни одной книги, Мудрость выкристализовалась внутри «естественным путем». Кто-то, старательно изучая древние трактаты, пытается обогатить свой ум большим количеством знаний. Кто-то следует за людьми, которых считает мудрыми, чтобы научиться у них, перенять опыт…

В нашем районе есть сразу две стаи бездомных собак. Мне интересно наблюдать, как Артур с ними взаимодействует. Артур — лабрадор; как и положено лабрадорам, он абсолютно не агрессивен. Мухи не обидит. Со всеми дружит и играет. Но когда он на поводке и встречает много бездомных собак, он меняется. Я его не узнаю.

Сам по себе Артур не очень смелый. Его легко испугать, он не охранник, а компаньон. Но когда он на поводке и встречает 7-8 бездомных агрессивных, облаивающих его собак, он даже ухом не ведет и не проявляет ни капли страха. Наоборот, всем своим видом он показывает, что он тут главный, что он сильнее (хотя бездомные собаки крупнее и их много), что он руководит процессом. Более того, если ослабить поводок, он легко прогоняет всю стаю.

Его строили почти два века, а сгорел он почти за два часа. Это трагедия для всего человечества. Это утрата духовного и культурного сокровища. Это боль в сердцах миллионов людей. И это мучительный вопрос: почему?

Трагедия

Вечером 15 апреля в Париже загорелся собор Парижской Богоматери — главный собор Франции и один из самых известных готических храмов в Европе. Обрушилась крыша сооружения, но стены удалось сохранить. Пожар продолжался несколько часов и сейчас полностью потушен. Президент Франции Эммануэль Макрон уже сделал заявление о том, что Собор будет восстановлен.