Меня спрашивали: «Если два человека, находящиеся вместе, оба являются "отрицательно" осознающими, каковы будут их взаимоотношения, что произойдёт? Начнут ли они интуитивно понимать мысли и проблемы друг друга и останутся такими же? Или один из них станет "положительным" и будет влиять на другого?»

В этом контексте «отрицательный» означает «чувствительный». Мы говорим о положительном и отрицательном электрическом заряде; отрицательный столь же действенный, как и положительный; это только два различных способа проявления. Точно так же в каждом человеке присутствуют два качества: сила, чтобы действовать и чувствительность, чтобы воспринимать. Эти двое, как бы они ни видоизменялись или подавлялись, всегда существуют вместе, будучи двумя сторонами одной и той же природы. Нам надо учиться быть чувствительными для того, чтобы понимать и действовать. Быть «отрицательным» в этом смысле не означает, что мы пусты, инертны, закрыты для влияния или внушения, беспомощны или похожи на медиума. «Отрицательность» такого типа, очевидно, нежелательна. «Отрицательное» качество сознания, которое нам нужно – это быть живыми, бдительными, энергичными и всё же спокойными, подобно горному озеру, способному достоверно отражать то, что предстаёт перед ним или над ним.

Два человека редко могут быть «отрицательно» осознающими одновременно и в одинаковой степени; находиться в этом состоянии по отношению друг к другу означает глубокое чувствование оттенка и красоты индивидуальности друг друга, общность без навязывания одного напористого ума другому. Когда я чувствителен ко всему, что есть вы, а вы, подобным образом, чувствительны ко всему, что есть во мне, тогда мы действительно находимся в «положительном» состоянии. Я вас внутренне глубоко понимаю; вы так же понимаете меня. Мы достигли такого состояния чувствительного внутреннего сознания, при котором возникает деликатное, сильное и тонкое взаимодействие. Давайте таким образом попытаемся стать «отрицательно» осознающими и посмотреть, как мы реагируем и что происходит. Тогда мы сможем ответить себе на эти вопросы.

Исключительно важно, чтобы мы смогли обрести этот глубокий покой внутренней безмятежности; чтобы мы не были всё время беспокойными, сокрушёнными и встревоженными. Когда мы безмятежны, устранив причины беспокойства, в нас устанавливается то безмолвие, откуда только и может возникнуть исполненное смысла слово. Говорится, что при создании вселенной из Безмолвия Тьмы возникла точка Света. Из глубин Не-Бытия возникло Бытие, то есть Логос. В начале было Слово. А сейчас то, что истинно для вселенной, столь же истинно для нас. Только на фоне безмолвия мы можем услышать музыку Природы – так же, как на картине должен быть абсолютно прозрачный и чистый фон, на котором будут проступать очертания всего, что мы видим. Точно так же, должно наступить безмолвие, прежде чем истинное слово будет произнесено или услышано.

Если мы хотим слушать музыку, впитывать её, мы должны привести себя в такое пассивное состояние; мы должны слушать не только ушами, но всем своим существом. Порой мы, должно быть, чувствовали в себе подобное спокойствие, когда каждый звук рояля или скрипки выделялся необычайным образом, отчётливо и кристально чисто, когда он трепетал, звучал в наших сердцах, проникал в сердцевину нашей сущности. Именно таким образом нам надо быть восприимчивыми ко всему окружающему. Эта внутренняя неподвижность и есть «отрицательность», дающая начало истинному знанию и действию. Всё, что мы можем сделать, чтобы стать спокойными, – открыться другим людям, когда они приближаются к нам, а также Природе, событиям и вещам в целом, и попытаться понять их цельным умом. Мы должны оставаться безмятежными перед каждым человеком и позволить ему как бы запечатлеться в нашем сердце.

Быть «положительным» не означает быть самоуверенным. Мы должны быть «положительными» для действия, точными, способными на быстрые решения, умелыми в их осуществлении, стремительными. Мы можем совершать всё это, будучи, однако, полностью спокойными в своём самообладании, совершенно неторопливыми и хладнокровными. Мы должны уметь быть стремительными, не теряя невозмутимости. Наши суждения должны быть подобны звучанию чистой ноты, пронзившей атмосферу полной тишины.

Глава из книги "Интересы человека".

Перевод: Виктор Кононенко. Редакция: Леонид Мебель.

You have no rights to post comments