25 Декабря, Рождество, – это день, который в значительной части мира главным образом посвящён миру и доброжелательности. Эти два слова – мир и доброжелательность — обозначают состояния, неотделимые друг от друга. И не только потому, что там, где есть доброжелательность, нет конфликта, а значит есть мир, а также потому, что только тогда, когда человек внутренне пребывает в состоянии доброжелательности, он сможет почувствовать мир.

Каждый хочет чувствовать мир и быть счастливым и гармоничным, но этого состояния невозможно достичь благодаря благословению кого-то вне нас, если только наши сердца не наполнены доброжелательностью настолько, насколько мы на это способны. Это и есть истина, заключённая во фразе: «Мир людям доброжелательным».

Иногда задают вопрос: «Не должна ли доброжелательность изливаться на всехкак на хороших, так и на плохих? Плохие, возможно, нуждаются в ней даже больше, чем хорошие. Какова правильная позиция?».

Мы должны излучать добро для всех без различия и меры. Но что есть добро? Здесь необходимы глубокие размышления. В каждом мужчине и женщине есть ядро добра; то, что приводит к его естественному проявлению и распространению, и есть лучшая помощь, которая может быть получена человеком. Согласно индуизму, равно как и другим философиям, это ядро, или центр, образует непреходящая часть человека, – Божественное в нём. Он выражается в красоте и в собственной самореализации переживает наивысшее блаженство. Это также тот единственный принцип в нас, благодаря которому возможно обрести истинное знание, будь то о субъективном или объективном мире. Если мы сможем излучать влияния, способствующие выражению этой естественной красоты, истинного знания и внутренне присущего нам блага, то станем творцами добра для других. Первым шагом для такого излучения, или первичным процессом в нём, является чувство, подобное жажде, – чувство неподдельной доброжелательности к другим.

Добрые намерения или поступки одного человека пробуждают добро в других, и оставляют дурное, если оно и есть в них, нетронутым. Мир, каким бы вожделенным он ни был, не может воцариться в уме, наполненном недоброжелательностью. Если же мы сможем наполниться доброжелательностью ко всем, без ограничений или оговорок, мы естественным образом обретём мир, который является равновесием внутренней гармонии, чувством внутреннего согласия, не зависящего от внешних обстоятельств. Даже тем, в ком зло наиболее проявлено, через элементы добра, что могут находиться или скрываться в них, мы сможем передать благодать мира. В каждом человеке, поступающем дурно и злонамеренно, таится доброжелательное существо, ожидающее, на кого обратить благодать мира. Таким образом, мы желаем мира всем, но, по природе вещей, он может достичь только высшей сущности. Низшая сущность может обрести мир лишь по мере того, как сливается с высшей и становится её отражением, или, иными словами, становится восприимчивой и способной к добру.

Мы не отрицаем мир для других, но утверждаем, что мир сможет поселиться в наших сердцах только благодаря присутствию в нас состояния доброжелательности.

Если не будет мира в сердцах людей, повсюду распространятся неизбежные последствия: хаос, распри и убийства. Мы все ожидаем наступления эры полного и прекрасного мира, который надолго воцарится во всём мире, но такой мир невозможно установить, пока толики мира не будет в сердцах людей. Понять это, безусловно, очень полезно.

Обычно любовь считается более сильным словом, чем доброжелательность, которую принимают за обычную сентиментальность. Любовь – это слово, к сожалению, неправильно используемое, а вот слово «доброжелательность» пока еще не обесценилось. Может ли на самом деле существовать любовь, в которой нет желания добра другому? Если мы рассмотрим состояние чистой любви, то увидим, что это благая любовь, которая не пытается навязывать себя, которая оставляет другому ту степень свободы, какую человек желает для самого себя. Это любовь, озабоченная счастьем и реализацией другой индивидуальности. Когда кто-то ощущает такую любовь, это совсем не отличается от желания добра другому, желания, в котором объектом, по сути, и является добро для другого.

Когда мы говорим о том, что такое добро для другого, мы часто отличаем это от того, что такое добро для нас самих. Очень трудно определить и различить, что такое добро, что такое доброта, или в чём заключается высшее Благо. Мы должны начать с того места, где находимся. Давайте главное благо, как мы его интуитивно постигаем для себя, сведём к основополагающим понятиям; они также должны распространяться и на других. Я ищу свободы, я хочу счастья. Следовательно, это элементы добра и для другого человека. Я стремлюсь выразить то лучшее, что есть во мне; ему нужна помощь или возможность, чтобы выразить лучшее в нём. Если мы не осознаем и не проявим это в наших взаимоотношениях и в подходе к другим людям, это будет весьма существенным недостатком. Мы можем даже говорить о том, что хорошо для другого человека, однако подлинной доброжелательности нет там, где есть выгода или удовольствие, полученные за счёт другого.

Насколько сильно мы стремимся преодолеть различия, противоречия, существующие между нами и другими людьми в повседневной жизни? Существует ли у меня одно мерило для себя, и какое-то иное для другого человека? Я хочу комфорта, досуга, хорошей еды, удобного жилья, быть окружённым любовью, а также, чтобы кто-нибудь целый день думал о моих нуждах. Но, когда мы думаем о другом человеке, думаем ли мы о его благе с такими же критериями? Мы могли бы сказать, что думать о благе другого человека таким же образом, как о своём собственном, – это совет, как достичь совершенства. По крайней мере, давайте осознаем, насколько мы ещё далеки от истинных критериев, от правильного способа прожить нашу жизнь.

Миру нужен мир, а основным и необходимым условием для достижения мира является доброжелательность. Она необходима между представителями разных наций, между последователями разных вероисповеданий; ибо национальность и религия, хотя и оказывают на нас огромное влияние, всё же являются внешними по отношению к жизни в человеке, которая стремится к самовыражению различными способами. Эти способы дополняют друг друга, подобно цветам спектра, которые вместе составляют белый свет. Эта обычная жизнь по своей сути божественна, и её природа, окутанная покровами материи, должна однажды раскрыться в каждом сыне человеческом, вместо того, чтобы быть, как сейчас, затемнённой и скрытой.

Начало этого откровения символизирует рождение Христа, который, согласно библейскому мифу, претерпевает различные опасности и нападки, прежде чем сможет вступить в Своё царство, чтобы властвовать над сердцами людей. Легенда о Шри Кришне в Индии очень похожа. Там Он считается воплощением Божества в Его Второй Ипостаси, или Сыном. Эти события в жизни Спасителя олицетворяют тот факт, что даже после того, как Божественный Принцип проявился в индивидууме, он должен сражаться против сил своей низшей, или материальной природы, которым он привык подчиняться. Но битва, в конце концов, заканчивается победой высшего над низшим.

Главная причина страдания в мире, – это чувство разобщённости. Собственное «я» в нас – это самая душная темница, и должен наступить день, когда это ограничение отпадёт. Любовь – вот единственная сила, способная избавить нас от этой разобщённости. Когда человек влюбляется, другой человек временно становится для него центром божественного интереса. В мире дуальности, где есть «я» и «ты», когда чувство «я» исчезает, остаётся только «ты». Но существует не одно «ты», а бесчисленное множество. В состоянии духовной, или вселенской любви, все другие люди словно составляют одно существо, – объект любви. Сознание, освобождённое от того, что его связывало, может сфокусироваться где угодно в сфере своей безграничности. Для каждого из нас существует не один возможный фокус сознания, но бесчисленное множество фокусов. Все «вы» (когда исчезает иллюзия самости) выглядите как отражения одного «ты». Когда любовь существует как всё во всём, она есть Возлюбленный, что присутствует везде. Все сознания тогда есть отражения Единого Сознания, все жизни есть проявления Единой Жизни. Рождение такого сознания единства – это рождение Христа в каждом из нас, единства, которое может быть сфокусировано на чём угодно как на центре одной из бесчисленных сфер.

Родившись внутри нас, и преодолевая сопротивление и нападки сил, принадлежащих тёмной стороне нашей природы, оно должно расти, пока всё в этой природе не преобразится под его властью. Тогда будет исполнена заповедь: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

Глава из книги "Интересы человека".

Перевод: Виктор Кононенко. Редакция: Леонид Мебель. 

You have no rights to post comments