Значки, очень похожие на современные обозначения «сердечка» и любви, появились давно. У этрусков и древних греков, живших задолго до начала нашей эры, эти изображения имели несколько другое значение. Примерно в XIII веке «сердечко» обрело смысл, который мы имеем в виду, ставя «лайки» в Интернете, подписывая открытки любимым или складывая пальцы рук в виде сердца. История дает несколько версий возникновения этого смысла. И еще несколько — легенды.

По интернету циркулирует один интересный петроглиф. К сожалению, единственная информация о нем — это то, что он был обнаружен в Хакасии, в Сибири, и что он датируется 5000 годом до нашей эры. То, что мы видим, вероятно, имеет астрологический символизм, и я попробую поочередно расшифровать каждый из его фрагментов.

 

 

 

Хакасский петроглиф, 5000 лет до н. э.

Недавно на занятии логикой упражнялись с учеником в определении понятий. И среди прочих попытались ответить на вопрос, что такое восхищение, чем оно отличается от восторга, радости, удовольствия и подобных. Конечно, всё это требует более глубокого осмысления, но мысли родились интересные.

Обычно мы говорим о своём восхищении тем или иным человеком, его качеством, поступком, мастерством (например, как художника). Почему именно такими? Возможно, потому что эти качества очень значимы и ценны для меня, где-то в глубине души я сам стремлюсь к ним, если не в той же форме, то той же сути. Рассматривая картину или читая книгу, я восхищаюсь глубиной мысли автора, его способностью увидеть и выразить суть вещей (для меня это, например, Левитан, Нестеров, Сервантес). Я не пишу ни книг, ни картин, но умение их авторов понимать и передавать для меня очень актуальны. Однако чем я был восхищен, созерцая пейзаж с вершины Азов-горы, ведь у него нет автора? И вот тут начинается самое интересное… а почему, собственно, нет? Возможно, восхищение пейзажем — это восхищение той Великой Рукой, которая создала его, как бы мы не называли ее Хозяина: Богом, Природой или как-то еще; а точнее, той Красотой, которая живет и в глубине меня самого.

* Этимологически «восхищение» связано с глаголом «хитить, хватать, похищать» и приставкой «вос-», по одной из версий указывающей на движение вверх...

«Прекраснейшая же из связей такая, которая в наибольшей степени единит себя и связуемое, и задачу эту наилучшим образом выполняет пропорция, ибо, когда из трех чисел — как кубических, так и квадратных — при любом среднем числе первое так относится к среднему, как среднее к последнему, и соответственно последнее к среднему, как среднее к первому, тогда при перемещении средних чисел на первое и последнее место, а последнего и первого, напротив, на средние места выяснится, что отношение необходимо остается прежним, а коль скоро это так, значит, все эти числа образуют между собой единство» (Платон, «Тимей»).

Золотые ворота на южной стене собора Св. Витта в Праге украшены решеткой с любопытными изображениями. 12 сцен из сельского быта соотнесены с 12 знаками Зодиака.

Поскольку астрологическая символика не так часто встречается в христианских храмах, стало интересно выяснить, как появились эти изображения. Их автор — знаменитый чешский скульптор Ярослав Горейц, известный чаще всего как создатель образа Голема для кинематографа.

Золотые ворота собора Св. Витта в Праге

Силы разрушения, естественным образом присутствующие в природе, были персонифицированы практически в каждом религиозном и философском учении. Со временем изначальное понимание функции этих сил искажалось, в результате чего сегодня они порой излишне демонизированы и окружены наивными суевериями. Почему так получилось? 

Происхождение дьявола

Во всех религиозных учениях есть противник божественного, эволюционного начала, но ни в одном темное начало не равно светлому. Зло всегда вторично по отношению к Добру.

 

Сатана из поэмы Джона Мильтона «Потерянный Рай». Иллюстрация Гюстава Доре

Это изображение вы точно видели. Молодые юноши и девушки выполняют акробатические трюки с большим быком. Они хватают его за рога, делают сальто через его голову, приземляются на спину. А затем с помощью еще одного сальто соскакивают на землю. Очень рискованный трюк. Но зачем?

Это фреска из Кносского дворца на Крите. Она создана приблизительно во втором тысячелетии до н. э. и принадлежит таинственной минойской цивилизации. На ней изображена так называемая таврокатапсия — ритуальные игры с быком.

Дерево стало основой для многих символов. Это Иггдрасиль скандинавов, Дуб у Лукоморья древних славян, Древо Сефирот Каббалы, Ашера в Ассирии, Ашваттха в Индии и еще десятки звучащих на всех языках мира от древних майя до шаманов Сибири. Символика дерева многогранна, поэтому мы остановимся лишь на одном ее аспекте: искусстве расти.

Как растет дерево? Несмотря на кажущуюся банальность, ответ на этот вопрос может нас многому научить, если мы подметим важные ключевые моменты в процессе роста дерева и соотнесем их с этапами нашего собственного становления.

Однажды я встретила каменную реку.

Меня поразило, как камни, совсем неправильной геометрической формы, разные по размеру, составляют вместе единое целое. Среди камней было очень мало «живых», то есть тех, что шевелятся под ногами, но и они нашли свое место, река их «приняла».

В голове родился образ дружной команды, пример того, как разные люди могут работать над одной задачей, сплотиться, даже если кто-то «маленький», а кто-то «большой», кто-то устойчивый и стабильный, а кто-то «качается» под грузом проблем.

Эта же каменная река рассказала мне и о жизни человека. О том, что в ней были разные события, за какие-то из них может быть стыдно, какими-то, наоборот, стоит гордиться.

Но каждая история — особенная, а каждый человек уникален.

И весь вопрос в том, сможешь ли ты подняться вверх по этой реке? Преодолеть разного рода комплексы, рожденные теми или иными обстоятельствами, перестать цепляться за прошлое, вне зависимости, хорошо было там или не очень, ведь главное всегда ждет впереди. На вершине.

Самое распространенное на западе изображение индуистского бога Шивы — это Натараджа, танцующий Шива. Шива танцует в ореоле из огня, подняв левую ногу и балансируя на правой, которой он попирает маленького демона Апасмару. Именно этот демон-карлик и будет нам сегодня особенно интересен.

Шива — одно из самых значимых божеств в индийском пантеоне. Входит в Тримурти: триаду Брахма-Вишну-Шива, имеет великое множество аспектов, среди которых основной — это разрушительная сила Природы. Шива помогает миру возрождаться, циклически разрушая обветшавшие формы, чтобы жизнь могла развиваться, создавая себе новые, более совершенные.

Во многих изображениях Шивы мы увидим, что его обязательный атрибут — это карлик Апасмара, которого он бесцеремонно давит правой ногой, не давая ему свободы и возможности роста.