Продолжим разговор о философии шахматной игры, начатый в предыдущей статье.

«В шахматах заключён целый мир. Ты свободен в своих действиях, но любой ход может стать последним». Эти слова произносит один из героев знаменитого фильма Ридли Скотта «Царствие небесное», и с ними трудно не согласиться.

Искусство делать выбор

Шахматная партия разворачивается постепенно, ход за ходом. И очень важно для оценки позиции знать, чей сейчас ход.

А каждый ход — это непростой и весьма ответственный выбор. Выбор в том, какой фигурой его сделать. Выбор в том, проявить активность или пассивность. Выбор в том, сохранить стабильность, остаться в зоне комфорта или пойти на риск. Выбор в том, довериться ли трезвому расчёту или интуитивному предчувствию. Выбор в том, как долго откладывать принятие важных решений.

Наверное, вы уже догадались, что такое ход в шахматной партии по имени жизнь… Всё и просто, и сложно одновременно: да, это наши действия, выборы, решения, поступки в тех или иных обстоятельствах и ситуациях. Но как же понять, «какой ход» правильный? Какие наши силы, потенциалы и способности надо призвать на помощь и проявить?

Философ и психолог Виктор Франкл любил приводить такой пример. Попробуйте подойти к гроссмейстеру и спросить его, какой ход в шахматах является наилучшим? Он ответит, конечно, что это зависит от ситуации на доске. Иными словами, в каждом моменте жизни скрыт свой, особенный смысл, и нам важно суметь его обнаружить, ответить своими действиями на его «зов». Но тогда возникает ещё один вопрос: а с кем же мы играем?

 Диалог с Судьбой

Этот же вопрос обычно возникает у всех, кто сталкивается с древнеегипетским изображением супруги фараона Рамзеса II Нефертари, играющей в сенет. Сначала, конечно, все взоры обращаются на прекрасную царицу, но потом… мы замечаем, что место её «визави» пустует, и, более того, судя по всем признакам, там и не должно никого быть.

C кем же она играет? Возможно, с Судьбой?

Возможно, совершая свои шаги на жизненном пути, мы всё время ведём этот самый важный диалог с Судьбой. И тогда все те обстоятельства, в которых оказываемся, иногда очень запутанные, сложные, часто неприятные, с одной стороны, закономерный результат всех наших прошлых «ходов», а с другой — ответные «ходы» Судьбы.

Как советовал Франкл, чтобы сделать правильный, осмысленный «ход», стоит чаще задавать себе вопрос… Нет, не угадали! Не вопрос, что я хочу от жизни, а наоборот, что жизнь (Судьба) хочет от меня? Вероятно, именно это поможет увидеть свою «позицию» в новом свете и открыть в ней новые возможности и шансы, как иногда бывает в шахматной партии.

Однако нередко мы «в упор» ничего не видим, потому что… думаем не о том и смотрим не туда.

 

Нефертари, играющая в сенет

Стратегия и тактика

Особенно на первых порах мы очень увлекаемся тактическим, выстраиваем «комбинации», связанные с ситуативной, сиюминутной выгодой и забываем о стратегическом, то есть долговременном, долговечном, что связано с самим образом жизни, исходящим из внутренних ценностей, которыми стараешься руководствоваться.

Почему? Наверное, потому, что в начале кажется, что так легче жить. Зато потом, когда наша «позиция» начинает ухудшаться и «трещать по всем швам» нам уже так совсем не кажется.

Начинающий уже в начале игры очень любит «полакомиться» хотя бы пешкой, он не задумываясь «съест» всё, что только сможет, даже не замечая, что результатом этой бесконечной погони-охоты за материальной выгодой становится то, что его фигуры-потенциалы так и остаются в неразвитом, «спящем» состоянии, а его король в опасности…

В худшем случае дело может даже зайти так далеко, что наступает цугцванг: положение, в котором уже нельзя ничего исправить, и любой ход ведёт к печальному концу.

Более опытный «игрок» следует стратегическому совету Конфуция: «Не рассчитывай на скорые успехи и не соблазняйся малой выгодой. Поспешишь — не добьёшься цели, соблазнишься малым — не сделаешь великого».

А ещё такой «игрок» знает, что ради большого, важного, ценного, долговечного всегда необходимо чем-то жертвовать… И в готовности верно расставить приоритеты, расставаться с тем, что не даёт двигаться дальше, готовности проявлять щедрость, отдавая лучшее, что имеешь, и видеть гораздо дальше собственного носа, именно в этом его сила.

Подобный опыт достаётся нам часто ценой «ошибок трудных», но избежать многих из них может помочь тот, кому хорошо известны все этапы пути. Учитель, наставник, проводник. Следуя его примеру и мудрым советам, мы шаг за шагом, медленно, но неуклонно продвигаемся вперёд, подобно пешке на шахматной доске.

 

Путь трансформации

Пешка — фигура особенная. C одной стороны, очень слабая и незаметная («всегда в толпе, всегда один из многих», как поётся в песне), а с другой — содержит в себе огромный потенциал трансформации, реализовать который она сможет, только достигнув конечной точки пути. И у нас есть выбор: кем она станет тогда, в какую фигуру превратится?

В предисловии к «Цитадели» Экзюпери говорит: «Когда придёт пора умирать, я хотел бы превратиться во что-то иное».

Во что, в кого хотим превратиться мы? Если поймём, значит уже начали решать главную стратегическую задачу своей жизни.

А что же дальше? Только вперёд!

Ведь уникальность пешки и в том, что она не может иначе.

You have no rights to post comments