Философы всегда постигали скрытый смысл, лежащий за сюжетом мифа и его символическими элементами. Какая связь существует между деяниями богов и их атрибутами? Почему, например, в изображениях и в описаниях Афины — богини мудрости, облаченной в воинские доспехи, — можно встретить змею?

В греческом пантеоне Афина символизирует мудрость и справедливую войну. Дочь Зевса и Метиды (это слово переводится как «мысль»), она родилась с воинственным кличем в полном боевом облачении из головы отца, которую по его просьбе расколол молотом Гефест.

Таким образом, Афина — это мысль, наделенная волей Зевса, бога, победившего власть Кроноса-Времени. Афина — это мысль или знания, связанные с вневременным или долговечным: божественными законами, справедливостью, сутью вещей. Афина — враг титанов: слепых, необузданных сил, которыми являются стихии в природе и инстинкты в человеке, разгул которых в обоих случаях ведет к катастрофам. Она же покровительствует героям, которые одерживают победы не столько благодаря физической силе и бесстрашию, сколько способности размышлять и находить верное решение. Вот пример ее совета царю Одиссею.

 

Статуя Афины в Национальном археологическом музее в Афинах

Для успеха в Троянской войне на стороне ахейцев должен был сражаться герой Ахилл. Но мать, боясь потерять сына, скрывала его переодетым в девушку среди дочерей царя Ликомеда. Как Одиссею узнать Ахилла? Афина знает суть вещей, и ее совет связан с пониманием сути Ахилла, с его природой воина. Среди прекрасных платьев и украшений, которые Одиссей приносит в качестве подарка царским дочерям, есть меч со щитом. И вот одна из девушек не может оторвать от них взгляд, а, услышав звуки боевой трубы, тотчас вооружается, когда другие в страхе бегут. Так Одиссею удалось узнать Ахилла.

 Статуя Афины в Петергофе

Мудрость — это не просто знание. Его должны сопровождать оценка ситуации с разных сторон, размышление и нахождение правильного решения, планирование и, наконец, правильное действие. Афину еще называют богиней действенной мысли. Подобную способность мы видим в поведении змеи во время охоты или вынужденной обороны. Змея никогда не нападает сразу. Она оценивает реакцию животного, делая ложные выпады в разные стороны. С помощь глаз и других сенсоров змея определяет, кто или что перед ней: теплокровное ли существо, каким запахом оно обладает, какое до него расстояние? Змея даже «прислушивается» к подвижным костям своей нижней челюсти, способным реагировать на колебания воздуха, вызванные не заметными для глаз микродвижениями нападающего или добычи. После этого следует молниеносный точный бросок. Эта скорость и направление броска подобны действенной мысли. Взвешенная, ясная, точная мысль, а не спонтанное действие решает исход.

 Атрибуты Афины: сова и змея. Музей Акрополя. Афины

Афина покровительствовала священным змеям. Гесиод пишет, что в храме Эрехтейон на Афинском Акрополе обитала огромная змея. Грозный страж Акрополя — места на возвышенности, где располагались главные храмы города, — защищал священное пространство афинян физически, в то время как богиня мудрости и справедливой войны была их божественной защитой, предметом поклонения и нравственным ориентиром.

В орфическом гимне Афина описывается как «ненавистница ложа», то есть та, которая постоянно бодрствует. Это свойство также сближает богиню со змеей. Змея не моргает и не смыкает глаз во время сна из-за отсутствия век. Ее глаза защищены тонкой прозрачной пленкой, которая спасает их от высыхания или служит защитой во время песчаных бурь. Но визуально это существо воплощает собой неусыпное внимание, присущее стражу, грозному хранителю. В таком качестве мы встречаем змею также в Древнем Египте под именем Меритсегер (Любящая безмолвие). Эта богиня Кобра, страж Западной горы близ Фив, защищала усыпальницы фараонов и вход в Дуат (подземный мир или место таинств).

Неразрывная связь древних цивилизаций с природой позволяла людям замечать то, что, как правило, ускользает из поля зрения современного человека. Внимание их было обращено не только на внешнюю сторону жизни, но и на скрытые законы природы, олицетворенные в пантеонах богов и обретшие формы в бесчисленных её творениях. Отсюда рождались символические образы, на первый взгляд, не совсем понятные, но имеющие глубокий смысл и связь с жизнью человека.

 Реконструкция статуи Афины Парфенос работы Фидия

You have no rights to post comments