Классическая схема «дом-работа-спортзал-дом» уже мало кого устраивает. У каждого нормального человека обязательно должно быть что-то еще, что-то для себя, для души — саморазвитие стало одним из основных трендов современности.

Что же предлагает сегодня нам в этом плане мир? Основных вариантов два: это либо разного рода тренинги личностного роста и эффективности, либо всевозможные духовные практики. Что же лучше? Как выбрать? 

Тренинги личностного роста: делать лучше

Навыки критического мышления, ораторское мастерство, мнемотехника, тайм-менеджмент, организация пространства, бизнес-планирование, целеполагание, самодисциплина, принятие решений, организация продаж, управление персоналом, расстановка приоритетов, развитие харизмы... Считается, что сегодня, чтобы быть успешным, уже недостаточно просто быть. Мы живем в конкурентной среде, и даже для банального выживания требуется саморазвитие. Нужно не просто уметь что-то делать; нужно уметь делать это не хуже других. В идеале — гораздо лучше других, ведь только тогда тебя заметят, только тогда выберут именно тебя.

 
Это великое достижение современности: каждый полезный в жизни навык детально описан, проработан, разложен по полочкам и может быть усвоен за понятное время с помощью методички, онлайн-курса или нанятого преподавателя. Основная сила подобного рода тренингов в том, что они эффективно развивают ту или иную способность, навык, способ действия человека.

Но в их задачу не входит изменение самого человека, его внутреннего мира. Курсы личностного роста работают с навыками, своего рода инструментами, которыми пользуется человек. Любой ремесленник может приобрести более качественный инструмент, но это еще не означает, что он станет мастером.

Духовные практики: быть лучше

Каждый из нас ежедневно скрывается под разнообразной повседневной одеждой, и наш внутренний человек тоже скрывается под различными масками, которые мы надеваем. Профессиональный работник, заботливый родитель, надежный друг, любящий супруг — эти и другие роли мы играем практически ежедневно. И может показаться, что в течение дня мы разные, но по сути разными являются именно эти роли, маски, одежда, под которой скрывается наша подлинная индивидуальность, внутренний человек. Но ведь он тоже должен меняться, расти, развиваться? Задача духовных практик — изменить самого человека, его внутренний мир.

Концентрация, медитация, разного рода высшие виды йоги, аскеза, чтение мантр и молитв, исихазм, ритуалы и, наверняка, многое другое восточное и западное, старинное и современное. Часто духовные практики приводят человека к открытию богатства его собственного внутреннего мира, к осознанию несовершенства мира внешнего и, как итог, разного рода попыткам изолироваться, отгородиться от этого мира. В итоге кто-то дауншифтит на Гоа, кто-то отшельничает в горах, а иные отправляются жить в какое-нибудь экопоселение в Сибири.

 
Духовные практики могут развить внутреннего человека, могут открыть ему новые ценности, но далеко не всегда эти ценности могут быть приняты миром, в котором все мы живем.

Два идеала. Проблема не новая

Внешняя эффективность и внутреннее становление. И то, и другое нужно человеку для развития, но как же порой сложно бывает их сочетать в жизни! Причем не только сегодня: наши предки уже знали об этом и даже предлагали некоторые решения. Например, в 1118 г. в Европе возник Орден Тамплиеров, а в 1128 г. он получил не только церковное и государственное признание, но необычный духовный идеал. Сформулировал его Бернар Клервоский, подготовивший для церковного Собора, учредившего этот Орден, программное выступление, названное им «Похвала новому рыцарству». В нем, в частности, говорится:

Сие, говорю я, новый род рыцарства, неведомый прошедшим векам. Неустанно ведет оно двоякую войну: против плоти и крови и против духовного воинства зла на небесах. Если некто противостоит врагу во плоти, полагаясь исключительно на силу плоти, я едва ли стал бы об этом говорить, ибо сие распространено достаточно широко. И когда война ведется силою духовною против пороков или демонов, это тоже не представляет собой ничего примечательного — хотя и само по себе достославно — ибо мир полон монахов. Но когда кто видел мужа, могуче препоясывающегося обоими мечами и благородством метившего пояс свой, и не счел бы сие явление достойным удивления, тем более, что до сей поры такое было неизвестно? Воистину, бесстрашен тот рыцарь и защищен со всех сторон, ибо душа его укрыта доспехами веры так же, как тело — доспехами стальными. То есть он вооружен вдвойне и не должен бояться ни беса, ни человека.
 
Бернар говорит о новом типе рыцарства, о рыцарях-монахах, что само по себе удивительно. Ведь доселе эти два идеала жили раздельно. Рыцарский идеал защиты справедливости, защиты слабых (идеал внешних достижений). И монашеский идеал служения Богу и внутренней трансформации ради этого (идеал достижений внутренних). Бернар объединяет эти два идеала и символизирует этот союз образом двух мечей, опоясывающих тамплиера: мечом внутренней и мечем внешней битвы.

Не в этом ли секрет таинственной мощи тамплиеров, всего за двести лет своего существования сумевших создать новый образ жизни, братство, притягательное для всех благородных людей своего времени, и оставивших после себя дороги, соборы, банковскую систему и множество открытий?

Но, оказывается, это был не только тамплиерский секрет.

Секира: символ двойной победы

Загадочная крито-микенская цивилизация, посетившая этот мир тысячелетия назад, оставила нам в наследие один из важных для людей того времени символов: секиру. По легенде, именно секирой был вооружен легендарный Тесей, когда отправился в подземный лабиринт на острове Крит, чтобы сразить страшное чудовище — Минотавра.

Секира — это необычное оружие. Это топор с двумя лезвиями, закрепленными на одной рукояти. Согласитесь, это не самый удобный и эффективный вид оружия, ведь, направляя одно лезвие секиры на противника, ты неизбежно второе направляешь на себя. И то, что мифологический герой выбирает для битвы именно секиру, говорит, скорее, о символическом, а не о практическом аспекте выбора.

 
Два лезвия секиры символизируют два вида сражения, два вида борьбы: внешнюю и внутреннюю. А единая рукоять напоминает о том, что ни одна из них не может быть одержана без другой. Ты не получишь существенных внешних достижений, если не изменишься сам. И ты не сможешь измениться, стать сильнее и лучше, если не будешь совершать конкретных действий, внешних шагов.

Древний символ доносит до нас не менее древнюю истину: внешнее и внутреннее в нас неразрывно связаны, и одно не может быть изменено без другого.

Практическая философия для современного мира

Самое время вернуться к вопросу, поставленному в начале статьи: что же в итоге лучше - тренинги личностного роста или духовные практики? Думаю, сейчас ответ ясен: их нельзя противопоставлять. Ведь это два меча тамплиеров, два лезвия обоюдоострой секиры, две части одного пути внутреннего становления. И вопрос должен ставиться иначе: можно ли как-то совместить, сочетать достоинства одного и другого метода?

Оказывается, да. Более того, подобное сочетание внутреннего и внешнего развития известно как минимум две тысячи лет и называется философией. В античное время философия родилась не как наука, не как умозрительная дисциплина, а как метод практической трансформации человека через особый образ жизни, построенный на смысле, универсальных ценностях и поэтапном претворении этих ценностей в собственные достоинства и внутреннюю силу.

С тех пор прошло много времени, и сегодня мы часто называем философией изучение мыслей более мудрых людей. Это ни в коем случае не означает, что изначальная философия исчерпала себя. Наоборот, философия для жизни, философия как образ жизни сегодня как никогда раньше нуждается в возрождении, ведь это могучая и действенная сила, которая способна изменить человека, а значит, и мир вокруг него. Именно такую философию и предлагает своим слушателям школа «Новый Акрополь», и практически каждый может попробовать ее на вводном курсе, который так и называется: «Философия для жизни. От теории к практике».

 

You have no rights to post comments