Как часто жизнь посылает нам испытания, которые кажутся непреодолимыми! И чем сильнее человек, тем жестче давление обстоятельств и событий.

Жизнь замечательного композитора Исаака Шварца — яркое тому подтверждение.

Детство

Трудная судьба мальчишки довоенной поры: арест отца, высылка из родного города. И непреодолимая тяга к музыке, желание во что бы то ни стало учиться, жадно впитывать прекрасные звуки, пусть даже из «колокольчика» — репродуктора на железнодорожной станции.

В далекой Киргизии, куда семью в три дня выслали из родного Ленинграда, не было возможности заниматься, не было инструмента. Талантливый юноша подрабатывает уроками, устраивается в летний кинотеатр тапером, целыми днями на ходу импровизирует мелодии и ритмы к мелькающим кинокадрам. Он еще не знает, что кино станет его судьбой.

Однажды юный Изя напишет в своем дневнике: «Сейчас мне 15 лет, и я не помню того времени, когда бы я относился к музыке равнодушно. Музыка дает людям огромнейшую духовную пищу, и я посвящу ей все свои силы».

Ученичество

Вернувшись в Ленинград, Исаак поступает в консерваторию, но помимо курса с благоговением посещает уроки своего кумира Дмитрия Шостаковича. Пишет первые крупные произведения.

А судьба готовит новый поворот: в 1948 в разгар борьбы с формализмом он отказывается осудить любимейшего мастера; за это получает запрет на исполнение его музыки и «отлучение» от Союза композиторов. Кино становится для него единственной возможностью писать музыку.

В титрах знаменитых картин имя Исаака Шварца часто просто вымарывали. На вопрос: «Не обидно ли?», маэстро отвечал: «Меня не знают, зато знают мою музыку».

Дружба

У Пушкина есть такая строчка: «бывают странные сближения». Удивительно схожи линии жизни Булата Окуджавы и Исаака Шварца. Трагическая потеря отца, боевая военная юность, тяжелое ранение и возвращение в родной город…

С первой же встречи «брат узнал брата». Они встретились, чтобы больше никогда не расставаться. Нежная дружба, творческий союз длиной в жизнь.

 
Мы порой даже не задумываемся о том, чья мелодия звучит в песнях Окуджавы «Ваше благородие..», «Капли датского короля», «Песенка кавалергарда». Всего более тридцати песен, написанных как будто одним человеком.
 
Песня из кинофильма «Женя, Женечка и "катюша"»

Кино

«С вами говорит Иван Пырьев», — услышал однажды композитор в телефонной трубке. И подумал, что это чья-то глупая шутка: ну не может же ему звонить сам знаменитый режиссер! Так начался путь Шварца в большое кино.

Великий Акира Куросава именного его выбрал для своего «Дерсу Узала», покоренный «Элегией» из фильма Сергея Соловьева «Станционный смотритель».

Вместе они бродили по Ленинграду, много беседовали о литературе, об искусстве, искали особую лирическую тему для фильма.

Лиричность, проникновенность, «прямое попадание» в сердце слушателя — отличительные черты музыки Шварца.

Обычно музыка в кино — это фон, иллюстрация к происходящему. Музыка как действующее лицо — редкость. А музыка в главной роли, которая западает в душу, запоминается мгновенно и навсегда — тайна творчества Исаака Иосифовича.

«Музыка Шварца ложится не под материал, поднимая его, она ложится сверху материала и подтягивает его до себя», — говорит Алексей Герман.

Эрой Шварца в кино называют 125 картин, к которым он написал музыку. Кино стало его «звездой пленительного счастья», его способом жить напряженной внутренней жизнью и дарить свет и надежду людям. Тонкий, глубокий, светлый, многогранный мир своей души он сумел превратить в звуки и подарить всем нам.

Мастер

Булат Окуджава посвятил дорогому другу песню «Музыкант», в которой есть такие строки:

Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.
И вселяет в нас надежду; остальное — как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословению я по небу лечу…

В этом году 13 мая мы отмечаем столетие Исаака Иосифовича. Низкий поклон Мастеру за то, что умеет в «…душу проникнуть и зажечь. А душа, уж это точно, ежели обожжена, справедливей, милосерднее и праведней она».

Булат Окуджава поет песню «Музыкант»