Знакомство с дзен-буддизмом для многих в нашей стране началось с книг «Основы дзен-буддизма» и «Дзен и японская культура». А вот об их авторе говорят нечасто. Виной ли тому скромность мастера Дайсэцу Тэйтаро Судзуки и его «великое смирение» (так переводится имя Дайсэцу) или же сами книги — лучшие свидетели его жизненного пути?
И все же кто он, доктор Судзуки?


Д.Т. Судзуки родился в 1870 году в городе Канадзава, в провинции Хокурику, жители которой славились усердием и терпеливостью. Семья Судзуки принадлежала к сословию самураев. Отец, дед и прадед его были врачами. Когда Тэйтаро исполнилось всего шесть лет, умер его отец. Доходы семьи были скудными, и юноша не мог рассчитывать на хорошее образование и работу.
«Мои мысли стали обращаться к философии и религии, и, поскольку я вырос в семье, которая относилась к дзенской секте Риндзай, не было ничего удивительного в том, что в поисках ответа на свои вопросы я обратился к дзен».
Настоятели монастыря Энгакудзи Косэн Роси и Сяку Соэна стали наставниками Тэйтаро. Это был трудный период в его жизни — время «борьбы психической, физической, моральной и интеллектуальной», время кризисов и даже мыслей о смерти...
Все книги Судзуки (а их более 40 на японском и английском языках) — плод приобретенного им опыта, результат осознания собственного духовного пути. Поэтому они редко кого оставляют равнодушными. Кроме того, благодаря знанию китайского, пали и санскрита, профессор Судзуки стал признанным знатоком оригинальных буддийских текстов. А свободное владение английским, немецким и французским позволило ему глубоко изучить христианскую философию и труды европейских мистиков.
С 1936 года Судзуки преподавал в университетах Европы и Америки. Встреча с ним и его книгами изменила жизнь многих, а духовные и интеллектуальные «мосты», перекинутые доктором Судзуки между культурами, до сих пор помогают людям Востока и Запада лучше понимать друг друга.


Дополнительно:


Доктор Судзуки пришел в наш век диалога со своим особым даром: умением стать на точку зрения, которая делает общение наиболее эффективным. Эта способность проявлялась еще и потому, что он полностью свободен от диктата предубеждений и академических условностей.
Томас Мертон

Трудно подыскать такую форму, которая была бы достаточна для адекватного выражения благодарности автору прежде всего за то, что он сделал дзен более приемлемым для понимания Запада.
Карл Густав Юнг

Если я правильно понимаю этого человека, это есть то, что я пытался сказать во всех своих работах.
Мартин Хайдеггер, после прочтения книги «Дзен-буддизм»