Искусство задавать вопросы

Вопросы бывают разные. Банальные и не очень. В билете на экзамене — сдал и забыл. К самому себе и к другим людям. Вопросы, которые мы задаём жизни. Вопросы, которые жизнь задаёт нам. Детские и взрослые. Помните, как у Экзюпери в «Маленьком принце»?

«Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека».

0
0
0
s2sdefault
vk button
powered by social2s
Что такое «Новый Акрополь»

Давайте начнем сегодняшнюю беседу с определения того, чем является и чем занимается «Новый Акрополь». Прежде всего, его название отражает намерение создать верхний город, но не в материальном смысле, а в духовном. Помимо этого мы называем себя философской школой или философским движением. Сегодня под философией понимается нечто очень абстрактное, но для классиков философии это понятие было гораздо шире. В посткартезианскую эпоху философия, наука, политика, искусство, религия разделились. Это создало внутри человечества противостоящие племена, каждый со своим тотемом и своими табу. То есть писатели объединились с писателями, военные с военными, музыканты с музыкантами…

Сегодня лишь немногие охвачены гуманистическим желанием связать разные темы, устранить те границы, которые разделяют нас, отдаляют друг от друга. Эти границы заставляют нас чувствовать некоторый холодок в сердце, приносят в нашу жизнь ощущение одиночества. В прежние времена философия была направлена на познание истины. В этом смысле каждый человек естественным образом является философом. Когда ребенок спрашивает родителей: «Что такое луна? Почему у дедушки седые волосы? Почему рыбы не тонут?», — этот малыш совершает вполне философское действие, занимает философскую позицию. Та культура, которую мы видим в последние века, скрывает этого внутреннего ребенка, подавляет его. Поэтому «Новый Акрополь», не предлагая ничего абсолютно нового, является своего рода техникой пробуждения внутреннего Человека в каждом из нас и отталкивается от представления об индивиде.

0
0
0
s2sdefault

Ну что, как прошел день? На этот вопрос мы каждый раз отвечаем по-разному. Бывают дни очень насыщенные, когда вечером уже трудно вспомнить, что было утром. В такие дни кажется, что ты прожил целую неделю, а приятное чувство внутреннего удовлетворения хотя бы частично компенсирует физическую усталость. Но бывают и совершенно пустые дни, которые очень долго тянутся. А ты ждешь не дождешься, когда же, наконец, наступит вечер. И вот день закончен, а вспомнить особо и нечего: как прошел день? Да ничего, нормально… Бывает и так, что событий очень много, дел и работы предостаточно, а следа в душе все равно не остается: рутина. Такие дни мы предпочитаем не вспоминать.

А вспоминаем именно те, когда мы всеми фибрами души ощущали пульс Жизни. Да, было тяжело, да, возможно, в чем-то приходилось себя преодолевать, зато это было так здорово! Это сложно объяснить логически, но каждый из нас по своему собственному опыту хорошо знает это состояние «пойманной волны», жизни «на гребне», когда тело немножко стонет от напряжения, а душа поет от счастья. Такие дни запоминаются. Такие дни хочется продлить и повторить, но почему-то это не всегда получается. В чем секрет?

0
0
0
s2sdefault

Лекция

Сегодняшняя тема — одна из тех, обсуждение которых может занять много времени, поскольку если бы мы создавали подлинную историю человека технологического, то должны были бы начать с этапа палеолита, когда человек, ударяя камнем о камень, получил первые сколы.

Потом эти инструменты начали шлифовать, обрабатывать их края, на них делали зазубрины, и наступила эпоха, называемая мезолитом, а вслед за ней — неолит. Позже, благодаря обнаружению метеоритов, человек столкнулся с металлами, он нашел золото, серебро и ртуть, применимую для создания сплавов, и эту эпоху назовут эпохой металлов.

0
0
0
s2sdefault

Где живут идеиНезримо царствуя в сознании людей
Над спесью городов, над грозной их судьбиной,
Превыше горестей и радости невинной,
Парит летучий рой живительный идей.
Эмиль Верхарн

Мы часто говорим, особенно не задумываясь: «Мне в голову пришла интересная мысль» или «Кажется, у меня появилась идея». А что если задуматься и начать задавать себе «детские» вопросы? Ведь философия, как считал Аристотель, начинается с удивления.

Так откуда к нам приходят мысли, стихи, музыка? Почему они такие разные — иногда скучные и банальные, а иногда столь необычные, будто и не наши вовсе? Но чьи же тогда? И каждую ли мысль можно назвать идеей? Сколько вопросов сразу…

Давайте не будем спешить с ответами, а пока вспомним одну любопытную историю, случившуюся со знаменитым композитором Берлиозом.

0
0
0
s2sdefault

Можно ли изменить судьбуРано или поздно этот вопрос задает себе каждый. Совершенно не обязательно верить в судьбу, быть религиозным человеком или философом, чтобы на собственном опыте ощутить наличие некой предопределенности в своей жизни и острое желание эту самую предопределенность каким-то образом преодолеть. Но возможно ли это?

Немного истории

Что сильнее: предопределенность в жизни человека или его свобода выбора? Этот вопрос задавали себе мудрецы разных времен и народов. Их размышления не повторяют друг друга, но настолько друг друга дополняют, что их уместно сравнить с фрагментами большого пазла: каждое из них интересно само по себе, но, будучи сложенными вместе, они позволяют приблизиться к целостному восприятию вопроса. Давайте сделаем небольшой исторический экскурс и посмотрим, как в разных традициях понималась судьба.

0
0
0
s2sdefault

Я знаю, что ничего не знаюЭта довольно известная и парадоксальная фраза заставляла задумываться многие поколения. Почему же человек снова и снова к ней возвращается? Давайте попробуем поразмышлять.

Начнем с контекста. Сократа, которому фраза, собственно, и принадлежит, однажды просто наповал сразило известие о том, что Дельфийский оракул назвал его мудрейшим из людей. И Сократ начал размышлять, почему же так было сказано и что это значит. Если верить ученику Сократа Платону («Апология Сократа»), Сократ решил найти человека более мудрого. Он обратился к видному государственному деятелю, но увидел, что тот не так мудр, как кажется: «Мы с ним, пожалуй, оба ничего в совершенстве не знаем, но он, не зная, думает, что что-то знает, а я коли уж не знаю, то и не думаю, что знаю». После Сократ пошел к поэтам, а потом к ремесленникам, и выяснилось, что все они тоже убеждены в своей мудрости. Да, они разбирались в своем ремесле, но вследствие этого считали себя самыми мудрыми и относительно «прочего, самого важного».

0
0
0
s2sdefault

«Человек есть мера всех вещей». Эта фраза многим известна, но ее продолжение, думаю, знакомо далеко не каждому. Еще в V веке до н.э. софист Протагор подарил ее эллинам, Платон увековечил ее в своем произведении «Теэтет», так она дошла и до нас с вами.

Давайте вспомним, как эта фраза звучит полностью, и поразмышляем над ней: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» (Платон, «Теэтет», 152а).

Да, человек познает мир, измеряя все относительно себя (большое, маленькое, быстрое или медленное), и это естественно — мы все соизмеряем с собой, своим мнением, пониманием.

0
0
0
s2sdefault

Лето входит в свои права, и самое время задуматься о планах на будущий год. Хочется так много, а времени так мало… И в голове снова и снова крутится вопрос: «Как же быть со временем?»

Я рада, что на встрече с Еленой Сикирич, президентом Культурной ассоциации «Новый Акрополь», моим учителем, кто-то задал этот вопрос и прозвучали важные для меня подсказки.

0
0
0
s2sdefault

Миф и философияВо Вселенной — как во внешней, той, что нас окружает, так и во внутреннем мире — все взаимосвязано, голографично, все ускользает от привычной логики и линейного образа мышления, которые дробят мир на части и, исследуя одну проблему, забывают, что предмет исследования неотделим от жизни в целом и является лишь одной из ее граней.

Поскольку невозможно приспособить реальность к нашему образу мышления, необходимо наше мышление приспособить к реальности.

Понимание того, что целое присутствует в каждой своей части и каждая часть есть некоторый, может быть неполный, образ целого, ведет к многостороннему подходу, исследованию объекта со всех сторон, к постепенному приближению к объекту и слиянию с ним.

Из этого слияния рождаются символические структуры, выражающие глубокую, многогранную сущность вещей и парадоксальную природу жизни, где нечто есть не только А, но и Б и где одна вещь имеет множество значений, поскольку одновременно принадлежит различным планам существования.

0
0
0
s2sdefault